Дело Мерлина в руках инвесторов

Была в индустриальную эпоху вечная тема для анекдотов – прогнозы синоптиков. Причем издеваться над этим начали на самой ее заре, когда метеорология еще только оформлялась наукой – вот как Марк Твен, в переводе Николая Чуковского, измывался над одним из ярчайших персонажей британской легенды – «Я сказал, что Мерлин может заниматься погодой и тому подобными мелочами, а если из его маленьких, жалких салонных фокусов ничего не будет выходить, я ему немного помогу.» Какое великолепное презрение Янки, воплощающего раннеиндустриальный Дух Прогресса, над кельтской традицией, переданной англосаксами всей европейской культуре…

А про самого аутентичного Мерлина советскому ребенку приходилось изначально читать на английском, в изданном с русскими комментариями Le Morte Darthur. Это переложение девятнадцатого века – со среднеанглийского на диккенсовский – предназначалось в СССР для изучения языков, и примерно соответствовало тому «артуровскому» тексту, что мог читать сам Твен. Русский перевод «Смерти Артура» вышел в серии «Литературные памятники» позже, а Гальфрида Монмутского, заложившего основы данной традиции, в переводе выпустили еще позже, а аутентичные тексты сделал доступными всем желающим лишь интернет.

Так вот, Мерлин – вроде б сын праведной девицы, а то и монахини, рожденный от внетелесно вошедшего в него злого духа того или иного ранга – отличался уникальными способностями к предсказанию будущего. Ведь начало литературной «мерлинской» традиции заложила книга Гальфрида Монмутского Prophetiæ Merlini, «Пророчества Мерлина» – этот сборник местночтимой апокалиптики обсуждался британцами как минимум до середины пятнадцатого века. Ну а потом уж появились различные рационализации способности Мерлина – мол, жил он во времени задом наперед, прошлое было ему будущим, и наоборот…

Но сама способность Мерлина заглядывать грядущее впечатляла – ну, скажем, проклятие им вторгшихся в Британию Саксов и предсказание им падения Белого Дракона, штандарта саксов. Оно, естественно, на момент произнесения было столь же обоснованно, как те обещания «Ты не жилец!», которые мелкий и избиваемый хулиган выдает своему более крупному обидчику. И «Высшие Силы», долженствующие восстановить справедливость, столь же реальны, как те «авторитеты» и «крыши», на которые надеется мелкий уголовник.

Так почему же помнят пророчества Мерлина? Да потому, что историю пишут победители… Когда пошла «мерлинская» потеха в мире книг? Так Prophetiæ Merlini датируют 1130-1135 годом… А что было перед этим? Так в ходе разборки, имевшей место у Гастингса в 1066 году лидер нормандской организованной преступной группировки Вильгельм отжал Британию у лидера «саксонских» Гарольда, который там и был замочен. Причем, было все «по понятиям», крышевавший ранее Британию король Эдуард Исповедник добровольно отдал квартиру участковому завещал Британию Вильгельму…

Но военная сила – военной силой, а кровной связи с прошлыми королями, ценимой в те времена подданными, у Вильгельма не было… А политтехнологии изобрели не вчера. И угадайте с трех раз – почему, вдруг, епископ Александр Линкольнский озаботился изданием пророчеств Мерлина пера Гальфрида Монмутского? И с чего бы впоследствии Гальфрида, лишь за десять дней до того принявшего священнический сан, произведут в епископы?

Да и потом, когда после истребительной Войны Роз, к власти придут уэльсцы Тюдоры, то пророчества Мерлина придутся ко двору – мол, вернулась корона к автохтонным британцам-кельтам. И чисто случайна ли тут тема, выбранная сэром Томасом Мэллори для своего романа? Писанного и изданного во время правления Тюдоров, и повествующего о славных временах Британии до пришествия англосаксонских варваров… Но тут мы рискуем впасть в конспирологию и необоснованную модернизацию, а уж для историков издевательские рассуждения такого рода не допустимы в принципе.

Но умение предсказать будущее в принципе очень полезно в быту и личной жизни. Ну, вот представьте себе, что вы с точностью знали бы график движения валют относительно рубля в прошлом году? Не правда ли, при этом можно было бы приятно поживиться «из воздуха»? Только вот «кролики, не допущенные к цветной капусте» таких знаний не имеют и иметь не могут. А для кролика, обзаведшегося «хрустальным шаром» и подзаработавшего на валютном арбитраже (точнее – сохранившего покупательную способность сбережений к корзине валют…) приготовлен занятный сюрприз – «Правительство обложило доходы физлиц от продажи валюты подоходным налогом». А то ишь, что удумали – избежать «инфляционного налога», мошенники!!!

Но если попытки отдельных граждан обеспечить свою экономическую независимость государство если и не пресекает начисто, то ограничивает очень и очень сильно (в чем с ним удивительно солидарны те, казалось бы, геополитические противники, что лишают заработка крымских программистов – «Конец эпохи геодезической экономики?»), но для финансовых институтов колебания валют манна небесная (в чем им помогает Центробанк – «Треть валютных кредитов ЦБ банки используют для спекуляций»). Но, поскольку, и среди финансовых институтов не все в равной мере осведомлены, куда пойдет завтра та или иная валюта, то находятся люди, желающие обзавестись хрустальным шаром.

720-101781886-176446356

Ну вот, как пишут (The Big Deal about Big Data) американский хедж-фонд Point72 Asset Management решил в начале минувшего нанять три десятка сотрудников, которые занялись созданием компьютерных моделей для нужд биржевой торговли. Модели эти должны собирать публично доступные данные, анализировать их по технологии больших данных и выделять паттерны, пригодные для эффективной биржевой торговли.

Ну, конечно, лучше всего, когда ты знаешь намерения финансового регулятора. Но вот беда – в некоторых странах приобщение к такому сакральному знанию (ну, как минимум, в некоторых случаях…) наказывается. И хедж-фонд Point72 Asset Management, когда в недавнем прошлом звался S.A.C. Capital Advisors, L.P. , стал объектом расследования Министерством юстиции США по обвинению в получении инсайдерской информации, и в ноябре 2013 года был присужден к штрафу в 1,2 миллиарда долларов.

Так что теперь Point72 Asset Management озаботился о том, чтобы получать информацию из легальных источников. (Или, хотя бы, получить возможность называть легальный источник интересных знаний – помнится, в девяностые наркоторговки объясняли происхождение трехэтажного домика подарками от пылких поклонников…) Ну, как будет обстоять дело с заглядыванием в завтра, сказать трудно, но вот у мелких инвесторов уже появились все основания беспокоиться. Дело в том, что каждый из нас разно и многообразно отображается в информационном пространстве, всяких там общедоступных соцсетях.

А собирать в них данные не запрещено. Совсем-совсем! Есть в забавной комедии Better Call Saul эпизод, где адвокат-пройдоха – оказывающийся самым приличным персонажем фильма – роется в мусорном баке, в который жулики из дома престарелых сбросили нарезанные в лапшу документы. И бак этот – поскольку не заперт на замок – есть общественная собственность, откуда добывать улики может каждый и без ордера. Так и «роясь» в соцсетях легко – легко для больших данных – можно составить профиль отдельного инвестора. Индивидуального, или небольшой конторы.

Ну а по этому профилю очень просто предсказать и индивидуальное поведение рядового инвестора, и, суммировав это предсказание с предсказаниями для других таких же мелких инвесторов, проводить рыночную политику, гарантированно обрекающих мелочевку на проигрыш. (В конце прошлой недели очень интересно выглядели те лавочники, кто купив доллары по 68 рублей, обнаруживали, что – вне зависимости от интернет-рекламы и светодиодных вывесок – продать они зеленую бумажку могут только по 49,5 целковых…)

С другими активами это делается не столь наглядно, но не менее эффективно. И появление технологии больших данных у больших инвесторов сделает инвестора маленького совсем беззащитным и обреченным на проигрыш. How can I protect myself? ¬– спрашивается в статье в Forbes, на что дается ответ – You can’t. Мол, хочешь защититься, но что совой об пень, что пнем об сову… Нет, дальше следует ритуальный пассаж, что уж все-то мы вместе, избиратели и бюрократы, конечно же… Поскольку в статье пинается малограмотность в Big Data Джеба Буша, то, похоже, Forbes включился в президентскую гонку на стороне Хилари Клинтон. Но это все – гамлетовский «A lot of words».

А в сухом остатке то, что технология больших данных в ближайшее время, похоже, качественно изменит характер биржевых игр, позволяя с помощью небольших, но точно просчитанных сделок влиять на поведение рынка (Вспомним МНВ из «Конца вечности» Азимова…). А власти государств, располагающих Big Data получат в свои руки an instrument of social control, with a powerful and ubiquitous impact on all citizens, инструмент социального контроля с мощным и вездесущим воздействием на граждан. Ну куда там и самому Мерлину, и авторам наивно-политтехнологических легенд про колдуна…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях