Легко и приятно обманывать врагов во время войны. Холодной ли, горячей – не столь и важно.
Берешь юного мушкетёра или гусара, вручаешь пакет о семи сургучных печатях и посылаешь в штаб соседней армии: аллюр три креста, доставить ценой жизни, в случае опасности попадания в плен – отстреливаться до последнего патрона, после чего подорвать себя вместе с конвертом прилагаемой гранатой Ф-1.
Мушкетёр, козырнув, влетает на коня и скачет в означенный штаб, не ведая, что в трех лье поджидает его засада. Что ж, не успев расстрелять и первой обоймы, он падает, сраженный вражеской пулей, и последним осмысленным движением пытается выдернуть чеку гранаты, но что-то больно крепко та сидит в корпусе запала – или это последние силы покинули умирающего?
Враги, обыскав мушкетёра, находят конверт, несут оный уже в свой штаб, где, вскрыв со всеми предосторожностями (красная лампа, аргоновая атмосфера), узнают, что наступление на Бастилию планируется начать сразу после выстрела с немагнитной шхуны «Заря», стоящей на Сене, из медной пушки медным же ядром.
Враг отводит войска на укрепление Бастилии и поиски шхуны, которая на самом деле находится в Бискайском заливе, а мы тем временем победоносно входим в провинцию Гренада, крестьяне которой давно и единодушно возжелали свободы, равенства, братства, а особенно земли католических монастырей.
Стоила ли войсковая операция жизни юного мушкетёра или гусара? Безусловно. Юных мушкетёров много, и подобную операцию раз за разом повторяли на фронтах всех времён и народов. Не всегда, правда, срабатывало. Люди потихоньку разучились верить написанному, даже если написанное обильно полито кровью. Но всё же – отчего бы не повторить, расходы минимальны. А если лошадей жалко, можно послать курьера и пешком.
Это обман генералитета. А рядовых и обманывают рядово. Прелестные письма подбрасывают, сначала вручную, потом с аэропланов. Мол, эта листовка есть ваш пропуск в лучшую жизнь: убивайте своих командиров да идите к нам, здесь вы будете иметь щи с говядиной и кашу с маслом, а по выходным – баню и цветную кинокомедию с участием лучших мировых артистов. Некоторые цветной кинокомедией соблазнялись. Для неграмотных или боязливых (брать листовку в руки уже считалось предательством) вели пропаганду по громкоговорителям: «Дорогие друзья! Вы узнаете меня? Я ваш друг Ганс из третьего взвода! Правда, узнать вам меня теперь трудно: я растолстел, ведь я каждый день ем свинину и пью русский очищенный шнапс. Его много, мне одному не выпить, потому жду вас в русском плену, где мы вместе переждём проклятую войну, а потом вернёмся домой живыми и невредимыми».
А вот обманывать собственных подданных – тяжелая, неприятная обязанность государя. Но куда ж без обмана? Ведь и великий поэт в момент гениального озарения писал «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман». Следовательно, если обман возвышающий, он не только простителен. Он обязателен к исполнению.
После взятия не Бастилии, а Зимнего Дворца человек с ружьем совсем потерял чувство меры. Грабежи приняли размах невиданный. Особенно грабежи винных складов. И вот умные люди выпускают приказ о том, что с завтрашнего дня все солдаты и матросы, находящиеся в расположении своих частей и экипажей, будут получать винное довольствие: две бутылки вина в день на человека. Счастливые воины революции разошлись: сегодня он уже пьян, а с завтрашнего дня его будет обеспечивать начальство. Чего ж ещё желать?
На следующий день ждали, ждали, потом самые нетерпеливые пошли разбираться: где наше вино?
Грамотные есть, спрашивает начальство. Есть, отвечает бойкий матрос. Ну, читай приказ вслух и громко.
Матрос и читает: «С завтрашнего дня…»
Стоп, говорят ему. А сегодня у нас что? Матрос чешет голову: сегодня у нас сегодня. А про сегодня в приказе ничего не написано. Сказано, завтра, значит, завтра.
Назавтра сцена повторилась. Поняли солдаты и матросы, что не видать им двух бутылок вина в день, вскинулись, побежали – а поздно. Одни винные склады разбиты, у других – пулеметные гнёзда. Финита.
Обманывать подданных – это не ишака купить. Обманывать подданных нужно качественно – так, во всяком случае, считали поначалу. Приглашали мастеров культуры. Подойдут к мастеру и спросят: ты с кем? С нами или с контрой? Кто с нами, получи талон на питание, а кто с контрой – вон у той стенки встань.
Долго не раздумывали.
Хотя порой, особенно поначалу, пообманывав народ согласно прейскуранту, некоторые стрелялись, вешались, топились или просто спивались. Остались люди практичные, которые либо не стеснялись обмана, либо писали про леса и зверюшек, их населяющих. Тоже выход.
Как только не обманывали, что только не обещали! И всё возвышеннее и возвышеннее! Начав с двух бутылок вина, перешли к полной отмене налогов (не фактической отмене, а обещанию отмены), бесплатному транспорту, бесплатному общественному питанию, бесплатным лекарствам, бесплатным отдельным квартирам каждой семье, смертельным номерам на рельсах в случае снижения жизненного уровня – и так далее, и тому подобное.
Правда, искусство обмана утратило первозданную живость. Обманывают нехотя, сквозь зубы, мол, вам и этого довольно. Нехотя пробормочут, что доллар уже к весне, максимум, к лету подешевеет вчетверо против рубля, что жить станет лучше и веселее, и вообще… Давеча видел рекламу вклада «Обогатительный» (или с похожим названием): предлагают положить деньги (желательно миллион, но можно и пятьдесят тысяч) под большой процент сроком на одну тысячу сто одиннадцать дней. А когда спящий проснётся, не будет ни банка того, ни тех рублей. А появятся, к примеру, евразийские боны с обязательством обменять их на золото по курсу один бон – один грамм. Но через тридцать лет.
Снижение качества вранья можно объяснить обеднением урана. А можно и по-другому: качество решили побить количеством. Это прежде человек, перед тем как стать платным агитатором, должен был окончить курсы и пройти аттестацию. Сегодня агитатором и пропагандистом может стать каждый: включил компьютер, зашел на фейсбук и давай, пиши. Крупный агитатор пишет крупные тексты, мелкий – комментарии. Легенды о большой мзде, которую получает комментатор, легенды и есть. То есть в смете комментарий оценивается во вполне сносную сумму, но ведь есть подрядчики, субподрядчики, да мало ли промежуточных звеньев… Но и исполнитель не дурак: станет он за копейки клавиатуру изнашивать. Нет, скопировать, вставить, пять секунд, а рубль наш. За день можно рублей двести настрелять, а придет сноровка – все триста. Хорошо бы и больше, что нынче двести рублей, и даже триста – невелика сумма, но мешает конкуренция со стороны полезных идиотов, которые делают то же самое, но бесплатно.
А вдруг они не такие уж и идиоты?