Фоторобот по ДНК: уже не фантастика, ещё не шаблон

В час, когда вы читаете эти строки, полиция Таиланда, возможно, защёлкивает наручники на подозреваемых в жестоком убийстве, совершённом близ Пхукета десятью днями ранее. Долгожданный арест стал бы наилучшим завершением этой страшной истории: поставил точку в операции, потребовавшей усилий сотен сотрудников правоохранительных органов, причинившей неудобства тысячам туристов, даже вызвавшей международный скандал. К сожалению, в тайских сыщиков мало кто верит: за полторы недели следствия они показали себя с худшей стороны и едва ли сумеют отыскать истинных виновников. А ведь и время и силы можно было сэкономить, если б в арсенале криминалистов была технология, считающаяся фантастической, но в действительности таковой уже не являющаяся. Воссоздание лиц по ДНК — как вам такое?

Трагедия, о которой идёт речь, разыгралась ранним утром 15 сентября на пляже островка Ко Тао: на рассвете случайный прохожий обнаружил лежащие меж прибрежных валунов два окровавленных тела. Личности погибших установили быстро: британские туристы узнали в них своих друзей — Дэвида Миллера 24 лет и Ханну Визеридж 23 лет. Оба присутствовали той ночью на пляжной вечеринке и это обстоятельство составило первую версию: решили уединиться, попались грабителям, оказали сопротивление… Миллера оглушили «тупым металлическим предметом» и утопили, Ханне размозжили голову мотыгой. Впрочем, разбор следов на песке и расшифровка записей с камер наблюдения ближайших баров потребовали внести коррективы. Скорее всего парой они не были: на Ханну напали минутой раньше, а Миллер, направляясь в свою хижину, услышал шум и вмешался.

Следы в этой трагической истории играют особую роль. Их оказалось много, но ни один не позволяет с уверенностью обвинить кого-либо. Камеры наблюдения запечатлели бегущего человека вскоре после предполагаемого момента убийства, но разобрать лица не удалось, ясно только, что он азиат. Отпечатки на песке показали, что нападавших было минимум двое, но и тут полиция зашла в тупик, хоть и сняла со всех местных мерки. Наконец, близ места трагедии нашли несколько окурков, образчики ДНК на которых совпали с образцами ДНК, выделенными из спермы, обнаруженной на убитой. К этому моменту стало понятно, что речь не идёт о простом грабеже, но, увы, это и всё, что удалось разузнать за первые трое суток.

Полиция в этот период удивила всех. Её представители путались в показаниях (подозревая то одного, то двух, а потом уже и шестерых человек разом), упрямо отказывались признать, что убийцами могли быть тайцы (почти дословно: «Такое чудовищное преступление! Это наверняка мигранты с Бирмы»), а апофеозом стало брошенное тайским премьер-министром обвинение, смысл которого сводился к тому, что туристы виноваты сами: «Нацепила бикини? Не удивляйся, что на тебя нападут. Если не уродина, конечно». Премьеру потом пришлось извиняться, но это, в общем, уже не существенно.

Важнее, что к тому моменту в игру вступили высокие технологии. Был проведён забор ДНК у местных жителей и заезжих рыбаков, которые могли присутствовать на острове в ночь убийства (сличение с образцами с места преступления, к сожалению, совпадений не дало), после чего тайские криминалисты, исчерпав свои возможности, обратились за помощью к иностранным коллегам — из Сингапура и США.

ДНК стали единственной серьёзной зацепкой. Как много способен рассказать этот крохотный кусочек человеческого тела о своём носителе? Много. В простейшем случае — указать убийцу по совпадению «ДНК-отпечатков», то есть некоторых участков в генетической цепочке. Хоть ДНК-последовательности двух произвольных Homo sapiens отличаются лишь на доли процента, сличение их (есть несколько способов сделать это, различающихся по точности, скорости и, соответственно, цене) даёт вероятность ошибочного совпадения одно на миллиард и лучше. Так что если бы убийцы оказались среди людей, чьи ДНК были взяты на анализ, их бы несомненно вычислили.

Но ДНК способна на большее. По набору генов можно — пусть грубо, зато быстро — установить внешность человека: пол, цвет кожи, национальную принадлежность, цвет волос. Именно так выяснили, что «бычки», найденные на пляже, курили двое азиатских мужчин.

К сожалению, метод поиска убийцы сличением ДНК тоже не лишён слабых мест. Так место преступления может быть заражено посторонними образцами: кто знает, кто дышал на Ханну, прикасался к ней ещё до гибели, аккуратно ли работали следователи, собирая улики тем утром? И вот уже несколько лет дискутируется вопрос о возможной фабрикации ДНК-отпечатка (собственно, вопрос решён, генетический отпечаток подделать можно — размножив нужные участки последовательности генов и подбросив их).

Идеально было бы показать местным жителям фотографии подозреваемых, пусть и фоторобот. Ко Тао — островок мелкий, сообщество там сплочённое, все друг друга знают, всё завязано на туризм, скандалы никому не нужны. Островитяне даже скинулись на вознаграждение за информацию, ведущую к поимке убийц. Но вот откуда взять фото? Это ведь не кино, где съёмку с уличной камеры можно увеличивать до бесконечности! Тут на помощь приходит наука. Восстановить лицо человека по его ДНК — уже не фантастика. Учёные работают в этом направлении и к настоящему моменту добились впечатляющих результатов.

Выявить, какой ген отвечает за тот или иной физиологический признак — развлечение для генетиков традиционное: исследователи действуют подобно хакерам, меняя случайные куски генетического кода и наблюдая последствия (либо идя в обратном направлении). Но даже на дрозофиле, с её примитивным геномом и невероятной скоростью размножения, это задача непростая. Ведь гены часто выполняют несколько функций, отвечают за несколько элементов тела сразу. Что говорить о человеке, разнообразие лицевых черт которого сложное, значительное и до сих пор во многом непонятое? Однако, поскольку черты лица наследуются, они без сомнения имеют генетические «корни». И значит, пусть теоретически, должно быть возможным просчитать формирование лица по набору генов и, наоборот, составить набор генов по известному лицу.

О том, как решается эта задача, можно судить по отчёту группы генетиков из США и Ирландии, увидевшем свет минувшей весной. Очень упрощённо, сделали они вот что. Во-первых, измерили несколько десятков добровольцев и построили объёмную карту человеческого лица примерно из семи тысяч точек. Во-вторых, заимствовали сведения о десятках генов, мутация которых, как установлено достоверно, отражается на строении тех или иных участков черепа. В-третьих, увязали всё это в компьютерную модель, которая — усредняя, полагаясь на статистику — строит лицо в зависимости от содержания примерно двадцати ключевых генов.

Конечно, надеяться на стопроцентную — фотографическую — точность не приходится: влияние на черты лица, цвет кожи, форму костей оказывает и среда, в которой человек живёт. Однако авторы уверены, что криминалистическая ценность построенной ими модели значительна. Археологам она поможет уточнить, как выглядел человек при жизни (дополнительно к данным, полученным другими методами), а криминалистам — нарисовать примерное лицо убийцы или жертвы. Получающаяся картинка напоминает фоторобот: конкретного человека по ней пока не узнать, зато можно сильно сузить список подозреваемых по сравнению со словесным портретом.

Применят ли технику реконструкции лица по ДНК в деле об убийстве британских туристов? Шанс есть — если только тайская полиция не решит назначить «козла отпущения» (а к тому идёт: уже, якобы, «найдены мотивы» у двух местных мужчин, которых теперь разыскивают). Случай получился достаточно громким, чтобы создать прецедент. Впрочем, даже если не удастся в этот раз, эпоха криминалистических «ДНК-фотороботов» очевидно не за горами. Пора задаться традиционным вопросом: сделает ли эта технология нашу жизнь спокойней?