«Алибаба»: первый кандидат в терадолларовые доткомы

«Мечтаете построить великую компанию? Ищите социальную проблему, которую сможете решить!»

Это высказывание принадлежит гражданину Китайской Народной Республики Ма Юню. Возможно, вы слышите о нём впервые, но будьте готовы, что отныне его станут цитировать так же часто, как великих западных коммерсантов, а бизнес-коучи так и вовсе на нём помешаются. Ведь Ма Юнь, он же Джек Ма, основал и выпестовал гиганта интернет-коммерции Alibaba Group — корпорацию, только что проведшую рекордное IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже: IPO «Алибабы» стало не только одним из крупнейших размещений всех времён и народов, но и явным предвестником больших перемен.

Если название Alibaba Group говорит вам так же мало, как имя её основателя, рискну коротко описать этот бизнес (подробный рассказ был три года назад, см. «Алибаба.com и сорок разбойников»). Ма Юнь — человек фантастической энергии. Выросший в провинции, выучившийся на преподавателя английского языка, в 1995-м он впервые увидел Веб — и загорелся идеей прорубить для западных бизнесов окно в Китай. Заготовку того, чем позже станет Alibaba, он делал, что называется, «на коленке», с друзьями в своей квартире. Сайт стартовал в 99-м, а потом… Потом к B2B-системе добавился розничный «магазинчик» Aliexpress, платёжная система Alipay, аукцион Taobao, поисковик по товарам, сеть микроблогинга, облачный провайдер, мобильный браузер, куча интернет-бизнесов помельче — и получилась Alibaba.com в её современном виде.

Сегодня через онлайновую империю Джека Ма (так он предлагает называть себя, чтобы не смущать западных партнёров) проходит больше, чем каждая вторая интернет-покупка, совершаемая в КНР, пропорциональные суммы, потоки посетителей. «Алибаба» считается первым претендентом среди интернет-компаний на годовую выручку в один триллион долларов США. И это объясняет ажиотажный спрос на её бумаги: для рядовых западных инвесторов купить акции BABA — лучший способ вложиться в китайское экономическое чудо.

«Алибабу» часто сравнивают с Amazon, но по справедливости её можно и нужно сравнивать и с eBay, и с PayPal, и с Twitter, и даже с Google и Facebook: стоит она теперь чуть ли не больше, чем любая из них, и при этом зарабатывает тем же самым либо больше, либо сравнимо с ними, да ещё и выручка её растёт, и показатели прибыльности очень хорошие (в отличие от Amazon, например, которая проедает всё, что выручает). Может быть её могущество и базируется главным образом на дешевизне — дешёвые товары, бесплатная доставка — но в условиях глобализации, стёршихся границ, это дорогого стоит.

Проведя IPO в Штатах, Alibaba поставила сразу несколько рекордов: продала акций на 25 миллиардов долларов (абсолютный мировой рекорд), довела свою капитализацию до 231 млрд долларов (став одной из самых дорогих публичных компаний на планете), показала самый большой рост котировок среди крупных компаний в первый день торгов. Ма Юнь теперь второй богатейший человек Азии (личное состояние оценивается в $26 млрд) и — в ближайшей перспективе — главный кандидат на звание главного богатея Земли. А впрочем, не ждите, что история успеха Alibaba будет калькой с историй «Фейсбука» или Google, а тем более с историй сумасшедших доткомов конца 90-х, «поднявших» миллиарды и сгоревших пару лет спустя. У «Алибабы» своя дорога.

«Алибабу» уважают и боятся не только по причине невообразимых сумм, задействованных в IPO. Важнее, что она добилась успеха там, где потерпели поражение абсолютно все западные компании: выросла в условиях дикого китайского рынка и подмяла его под себя. После такого, как считается, ей будет нетрудно закрепиться на любом иностранном рынке, что она сейчас и делает. Россия? Самый популярный интернет-магазин Рунета с недавних пор — Aliexpress.

При этом — и это второй фактор, который диктует особое отношение к бизнесу Ма Юня — для компании таких размеров у Alibaba необыкновенная управленческая структура. Несколько упрощая, правом определять курс «Алибабы» наделён «рулевой комитет» из трёх десятков человек (каждая третья в нём, кстати, женщина) — руководителей в самой компании и компаниях-партнёрах, причём члены комитета не являются крупнейшими акционерами. Это резко отличается от принятой на Западе модели, в которой власть сконцентрирована в руках немногих держателей крупных пакетов акций. По мнению Ма, такой подход делает компанию менее зависимой от капризов и состояния здоровья отдельных личностей (главным образом основателей), стимулирует выработку дальновидных решений.

Вместе с тем для внешнего наблюдателя внутреннее устройство «Алибабы» остаётся туманным. Компания, мягко говоря, непрозрачна — как и многие китайские бренды. И, как и в отношении других (вспомните Huawei), высказываются опасения в искусственности успеха Alibaba. Мы почти ничего не знаем, например, о Саймоне Ци — сооснователе «Алибабы» и друге Ма Юня, называемом когда вторым, а когда и первым человеком компании. За всё время работы он дал лишь одно интервью, в управляющий комитет не входит, а власть его велика. И это только одна из загадок, заставляющих опасаться, что стремительный взлёт и влияние «Алибабы» достигнуты благодаря содействию китайского Большого Брата: Коммунистической партии.

Западные инвесторы хоть и участвуют теперь в дележе прибылей Alibaba, влияния на компанию не имеют. Китайские законы запрещают иностранцам владеть национальными стратегическими активами, так что на самом деле акции «Алибабы» — это бумаги созданного специально для IPO оффшорного предприятия-посредника. Вот почему если руководство пожелает, то сможет снова выкинуть коленце наподобие того, что исполнило три года назад.

Тогда компания чуть было не присвоила жирный кусок собственности, принадлежащий Yahoo! (последняя владеет примерно 20% долей «Алибабы»). Было это грубой попыткой обокрасть иностранцев или необходимым, хоть и слабопонятным, манёвром, нужным чтобы удовлетворить новым условиям, выставленным китайским регулятором, бог знает. Американцы смогли отстоять своё (и теперь пожинают плоды: Yahoo! планирует обналичить половину своей доли, выручив $9 млрд), но совсем не факт, что подобное не повторится в будущем с другим партнёром и другим результатом.

Агрессия, впрочем, не считается в бизнесе зазорной. «Учись у конкурентов, но никогда не копируй!» — это ещё одно выражение Ма Юня, обещающее стать девизом нового поколения китайских предпринимателей: умных, агрессивных, амбициозных. И легко верится, что управленческие методы основателя «Алибабы» теперь будут скрупулёзно проанализированы, переработаны и взяты на вооружение Западом, да и остальным миром. Может быть они помогут родиться следующей «алибабе» где-нибудь в Индии.

Но почему бы и не в России?

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях