Однажды мы уже писали о модульных дата-центрах, подробно разъяснив, зачем они нужны, под какие типы нагрузок подходят и какие у них преимущества перед обычными ЦОДами. Однако, как вам, должно быть, известно, любой разговор о новой технологии остаётся всего лишь разговором до одного из двух прекрасных моментов. Момент номер один — первый крупный клиент, подписавшийся на использование технологии. Момент номер два — первая крупная сделка на рынке, образованном новой технологией. Смею вас уверить, что для рынка модульных ЦОДов сошлись обе звезды — и теперь настало время более пристально присмотреться к происходящему.
Год только начался, но уже можно прогнозировать, что рынок традиционных ЦОДов в 2014-м вполне может пошатнуться. В секторе модульных дата-центров уже случились первые крупные сделки и даже планируется первое IPO. Более того, на модульные ЦОДы частично перешли некоторые именитые клиенты, и даже в корпоративной адаптации новых центров наблюдается медленный, но уверенный прогресс.
Но барьеры на пути этой технологии, конечно, ещё существуют. Все как один ИТ-управленцы твердят, что для управления модульными ЦОДами требуется профессиональная переподготовка кадров. Они же небезосновательно утверждают, что рынку нужно больше успешных примеров внедрения таких дата-центров. И тогда эти «ЦОДы быстрого приготовления» действительно ждёт успех.
Вернёмся, однако же, к сделкам и клиентам, которые формально разрешили нам поговорить о настоящем и будущем модульных центров сегодня. Собственно поводом стало первое поглощение на рынке, инициированное небезызвестными экспертами в управлении электропитанием — Schneider Electric. Корпорация укрепила свои позиции на рынке дата-центров, купив разработчика и архитектора модульных ЦОДов AST Modular. Эта компания, казалось бы, недавно начавшая свой бизнес, сегодня оперирует 450 проектами в 30 странах мира. Благодаря слиянию Schneider Electric и AST Modular на рынке появился ещё один крупный игрок.
Кроме того, рынок становится более конкурентным! Британская Bladeroom сейчас выходит на рынок США, а инвестиционная компания Fidelity запускает модульный проект Centercore. В конце 2013 года IDC Architects также сообщила, что она собирается коммерциализовать свои проектные разработки модульных ЦОДов для банковского сектора. А новая на рынке компания NextFort уже успела открыть модульный колокационный центр в Фениксе (штат Аризона).
Первое публичное размещение акций, как уже говорилось выше, также не за горами. Компания IO планирует стать первым поставщиком модульных ЦОДов, который выйдет на IPO. Среди её клиентов есть такие имена, как Goldman Sachs. IO, судя по всему, совершенно искренне считает, что за модульными центрами будущее. «Рынок дата-центров уже обсуждал эту тему, и консенсус таков, что модульные разработки оказываются выигрышными», — говорит сотрудник IO Трой Рутман (Troy Rutman).
Но, конечно, на пути модульных ЦОДов стоит определённая инертность ИТ-отрасли. Каждый раз, когда новая технология приходит на сформировавший рынок, большинство компаний оказываются неготовыми её принять. Сегодня корпоративные клиенты в массе своей считают, что модульные дата-центры подходят скорее для быстрого масштабирования — и при этом не слишком надёжны. На самом деле корпоративные клиенты только начинают понимать, на что способны модульные ЦОДы: они уже подходят для корпоративного рынка, поскольку история знает примеры успешных внедрений.
Сверхмасштабные компании, такие как Google, Microsoft и Ebay, использовали модульные дата-центры при строительстве своих облачных решений. AOL также экспериментировала с микромодульными дата-центрами. Если говорить о внешних внедрениях, которые осуществляли «модульные вендоры», то наиболее известные примеры — Goldman Sachs и Fidelity. Эти компании одними из первых стали применять готовые комплексные ЦОДы для решения своих вычислительных задач. Конечно, модульные дата-центры подходят не каждой компании, но такие громкие имена должны заставить индустрию поверить в технологию.
По мнению CEO компании IO Джорджа Слессмана (George Slessman), основное препятствие для модульной технологической платформы состоит в том, что внедрение модульных ЦОДов — это подрывной процесс для любой организации. Это требует действительно серьёзного сдвига в технологическом процессе и внутренней культуре компании.
Но надо сказать, что разработки в области модульных ЦОДов тоже не стоят на месте. По ходу роста рынка формируется более гибкий подход к дизайну, устройство становится все более сложным. К тому же в сегменте намечается тенденция к отказу от привычного формфактора. Дело в том, что изначально модульные ЦОДы было удобно размещать в стандартных сорокафутовых контейнерах, и в результате появилась логическая связка: модульный ЦОД означает «ЦОД в контейнере». Сегодня такие дата-центры становятся ещё более дробными, распределяясь на более мелкие модули-компоненты. И вместе с тем идеологическая подоплёка и формфактор меняются: от дата-центра в контейнере — к модульному дата-центру, который изнутри выглядит и функционирует как привычный ЦОД.
Несмотря на все вышесказанное, у корпоративного сектора все ещё сохраняется некоторое предубеждение перед модульными дата-центрами. И всё же они предлагают некоторые преимущества, которые убедят многих клиентов перейти на готовые ЦОДы. Как говорит глава Fidelity по дата-центрам Эрик Уэллс (Eric Wells), экономическая реальность такова, что, запустив дата-центр вовремя, вы таким образом проинвестируете свои деньги более целесообразно. Кроме того, модульный ЦОД делает возможным итеративный подход к выстраиванию архитектуры. Производители таких ЦОДов сейчас согласны на любые эксперименты и ухищрения, чтобы завоевать как можно больше корпоративных клиентов. Поэтому у них есть возможность сегодня запуститься с одним набором оборудования, а завтра, осознав, что он не соответствует запросам, поменять неподходящие детали. С провайдерами традиционных дата-центров такие фокусы не пройдут.
Так или иначе, будущее модульных ЦОДов зависит от того, сколько успешных внедрений смогут провести производители. За прошедший год ситуация вокруг модульных дата-центров перешла от робких исследовательских отчётов на заданную тему до реальных кейсов с участием именитых корпораций. Поэтому сегодня такие компании, как IO, Shneider Electric и Fidelity, должны доказать всем остальным, что дата-центры, состоящие из готовых модулей, — это не только гибкая, но и сравнительно дешёвая альтернатива традиционному дата-центру. Прибавьте это умозаключение к тому, что рынок традиционных ЦОДов переживает не лучшие времена, — и считайте, что будущее у модульных дата-центров точно есть.