Война в облаках: конкуренция между облачными провайдерами будет ценовой!

Мы уже обсудили итоги 2013 года и даже заглянули в будущее, сравнив мнения аналитиков насчёт того, чего нам ожидать в 2014-м, который только-только наступил. Одной из главных тем прошедшего года стали, несомненно, гибридные облака и применение такой инфраструктуры в корпоративном сегменте. Сегодня большие надежды возлагаются на развитие технологии облачных контейнеров и сегментацию облаков.

Словом, технологический вектор наступившего года более или менее понятен, а что будет происходить на рынке, каким окажется характер конкуренции? Если взглянуть на текущую ситуацию, то становится понятно, что 2014-й станет чрезвычайно занятным годом. Хотя бы потому, что конкуренция между ключевыми игроками накаляется как никогда.

Но чтобы уверенно смотреть в будущее, давайте чуть пристальнее посмотрим на то, что происходит в настоящем. Совершенно очевидно, что наиболее потребляемые сегодня облачные ресурсы — это вычисления, базы данных и хранение данных. Эти три кита обеспечивают около 80% денежных знаков, вносимых в кассы облачных провайдеров. Разумеется, провайдеры очень хорошо это понимают и поэтому продолжат активно инвестировать в эти отрасли.

Amazon заявляет, что сервис AWS, росший в 2013-м быстрее других, — это DybamoDB; Google продолжает инвестировать несусветные деньги в Compute Engine (чтобы наращивать вычислительные мощности и возможности работы с БД), Microsoft заключает выгодные контракты с другими вендорами. Собственно говоря, облачный пьедестал так и выглядит на данный момент: Amazon на первом месте, Google — на втором, Microsoft — на третьем. И если компания из Редмонда едва ли сможет в ближайшем будущем побороться с крупнейшим облачным провайдером, то у Google есть все шансы завоевать рынок. Особенно если поисковый гигант подключит к облачным инициативам все те монструозные дата-центры, о которых так много вещала пресса в прошлом году.

Если оглянуться и посмотреть на те моменты, когда сервисы трёх главнейших компаний на рынке давали осечки и были недоступны, то обнаруживается удивительный факт: громких падений в 2013 году практически не было. То там, то здесь периодически всплывали проблемы у каждого провайдера, но в целом облака за прошедший год доказали свою надёжность. Поэтому с корпоративной точки зрения разница в доступности между уровнями в 99,99% и 99,999% не будет такой уж разительной. Но что тогда станет решающим фактором при выборе облачного провайдера в 2014-м?

Все три облачных гиганта, а также следующие за ними HP и IBM пользуются достаточным доверием на рынке и доказали, что их сервисы доступны и надёжны. Как уже было сказано, в наступившем году все провайдеры, находящиеся в здравом уме и трезвой памяти, в обязательном порядке будут вкладываться в вычислительные мощности, хранение информации и базы данных. Таким образом, дифференцировать вендоров при выборе облачного партнёра будет очень непростой задачей. А когда конкуренция высока, что обычно оказывается решающим фактором? Правильно, цена! Amazon постоянно снижает цены, Google и вовсе объявила в декабре 60-процентную скидку на Storage и Compute. Словом, в 2014-м мы увидим настоящую войну между ключевыми облачными вендорами. Во многом эта война будет ценовой.

AWS построила сложную модель оплаты резервированных инстансов, которая на сегодня занимает до 30% в структуре доходов. Google же продолжает получать платежи только за использованные ресурсы. Однако, по рыночной логике, такое поведение должно вскоре кардинально измениться — поскольку модель поминутной оплаты инстансов от Google подходит лишь для тех, кто запускает виртуальные машины часто и ненадолго. В то же время на рынке есть компании — такие как CloudSigma или ProfitBricks, — которые сделали подобную схему оплаты своим ключевым отличием от конкурентов. Учитывая вышесказанное, нетрудно догадаться, что вскоре им придётся несладко. Тем временем Microsoft играет в увлекательную игру под названием «клиентская лояльность через геймификацию» и выдаёт своим клиентам бонусные баллы, которые можно использовать для оплаты любого облачного продукта компании.

Таким образом, только наиболее агрессивный вендор с наиболее агрессивными тарифными планами сможет захватить внимание клиентов и заключить долгосрочное соглашение. Для облачных провайдеров это звучит не очень привлекательно, а корпоративные пользователи смогут автоматически увеличить показатель ROI (возврат на инвестиции). Локальные облачные компании также пострадают от ценовой войны, поэтому 2014-й для них пройдёт под девизом «Консолидируйся — или погибнешь».

На волне консолидации выплывает ещё один рыночный тренд года — облачный брокеридж. В 2014-м появится ещё больше компаний, работающих как посредники между облачными провайдерами и теми организациями, которые хотят купить облачные услуги. Облачные брокеры объединят в себе технологию, консалтинг и финансовые услуги, предоставляя клиентам чрезвычайно успешный и выгодный продукт. Одним из самых громких и крупных облачных брокеров в 2013 году стала компания Dell.

В мае сего года Dell объявила о том, что сворачивает инициативу по развитию собственного публичного облачного сервиса и вместо этого планирует вступить в партнёрские отношения с лидерами рынка. Совсем недавно эти планы были реализованы, и Dell обрела партнёрство с Google, Microsoft, CenturyLink, RedHat и Dropbox. Все эти гиганты теперь находятся в одной экосистеме, созданной Dell. Примерно в это же время похожую инициативу запустила Microsoft, создав Cloud OS Network — облачный консорциум, куда входят такие громкие имена, как Fujitsu, Capita, CSC и многие другие.

И, конечно, в связи с обозначенными выше тенденциями влияние корпоративных клиентов на облачный рынок в 2014 году будет значительно увеличиваться. Кто-то может возразить, что и сейчас это влияние более чем ощутимо, но если обратиться к структуре использования облаков корпоративными клиентами, то становится понятно, что основное применение технологии сегодня — это мусорный контейнер для данных, которые не должны храниться в собственном ЦОДе.

Однако 2014-й однозначно станет переходным годом. И это будет переход от вопроса «Будем ли мы внедрять облачные технологии?» к другому — «Когда мы будем внедрять облачные технологии?». Кроме того, корпоративные клиенты сегодня активно экспериментируют с Open Source и открытыми облаками, в основном с OpenStack. В наступившем году Open Source станет ещё более активно присутствовать на рынке и, возможно, изменит структуру и объёмы доходов «большой тройки» облачных провайдеров.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях