После продажи подразделения, производящего мобильные телефоны, компания Nokia сохранила бизнес, связанный с картографией и известный под маркой Here. Тем, кто никогда о нём не слышал, это покажется странным: кому нужен такой сервис в отрыве от мобильника? Оказывается, он представляет и самостоятельную ценность. Всё дело — в сборе и анализе огромного количества данных, связанных с автодорогами. Учитывая, что автоматизация вождения с каждым годом становится всё более горячей темой, может оказаться, что нынешние исследования Nokia — это будущая золотая жила.
Картографией занимается калифорнийское подразделение компании, а объектом для экспериментов был выбран город Сан-Франциско. В месяц исследователи собирают 21 миллиард измерений, которые сделаны при помощи смартфонов, использующих Here (а в их число, как утверждается, входят аппараты не только марки Nokia). Данные обезличены: известен только уникальный идентификационный номер устройства, не позволяющий определить его владельца, а также направление и скорость его движения.
Анализируя эти данные, исследователи могут получить актуальную карту передвижений автомобилей по городу и, конечно же, пробок. На начальном этапе эта схема мало отличается от того, что делают «Яндекс» или Google, собирая информацию о пробках через приложения на телефонах и навигаторах. Интересное начинается дальше.
В Nokia подвергли собранную информацию тщательному анализу. Таким образом, к примеру, удалось просчитать влияние на движение опасного поворота дороги на 90 градусов. Исследователи построили графики, показывающие, как именно водители тормозят перед поворотом и под каким углом входят в него. Данные учитывают и погодные условия, потому что в плохую погоду показатели заметно изменяются.
Данные Here уже сейчас подошли бы для создания системы, которая учитывает особенности каждого поворота и такие факторы, как скорость движения и погода, а затем подсказывает водителю, какая скорость будет оптимальной на данном участке дороги. Это на порядок полезнее, чем традиционные дорожные знаки.
Власти города тоже немало выгадают от доступа к данным Here. До сих пор они были лишены настолько подробной информации о дорожном движении. Обладая точным знанием о том, что именно происходит на том или ином повороте, они могли бы менять условия и немедленно видеть, к чему это приводит.
Вот пример — проведённое Nokia исследование последствий перевода моста, ведущего из Сан-Франциско в соседний город Окленд, с режима ручного сбора оплаты проезда на полностью автоматизированный (камера системы EZ-Pass фотографирует номер, и затем месячный счёт придёт водителю по почте). Статистика показывает, что раньше у въезда на мост всегда был затор, а теперь этот участок дороги стал намного свободнее. Наглядное доказательство того, что солидные средства потрачены на автоматизацию не зря.
Речь идёт не только о безопасности движения. Как выяснилось, калифорнийские водители и так достаточно осторожны: они предпочитают поворачивать на меньшей скорости, чем позволяет дорога. С точки зрения человека такое поведение логично и даёт дополнительную безопасность. А вот с точки зрения автоматической системы это лишь растрата времени и топлива.
Автопроизводитель Ford в сотрудничестве с Nokia создал концепт под названием Evos. Под этим названием скрывается автомобиль с бортовой системой, максимально использующей как показания многочисленных датчиков, так и данные из «облака». Бортовая система Evos помнит привычки хозяина авто и измеряет множество параметров — от погоды на улице до пульса водителя. Попутно она получает с удалённого сервера не только сведения о дороге и пробках, но и, например, информацию об экологической обстановке: компьютер может посоветовать объехать облако смога стороной.
В существующих сегодня автомобилях предостаточно датчиков, которые можно было бы использовать для краудсорсинга сбора данных, однако автомобильные компании ревностно охраняют доступ к своим бортовым системам. А жаль: такие возможности пропадают! В качестве эксперимента исследователи из Nokia собирали данные о том, включены ли и с какой скоростью работают дворники у восьмидесяти такси. В результате удалось определить, где и насколько сильно идёт дождь.
Чем дольше специалисты работают с полученными данными, тем больше они находят применений для них. Так, неожиданно выяснилось, что из информации о передвижениях пользователей можно, помимо сведений о дорожных условиях, извлекать и список новых и интересных точек города. Если многие водители внезапно стали останавливаться неподалёку от какого-то места — значит, с большой долей вероятности там открылся новый магазин, ресторан или другой объект, привлекающий внимание людей.
Наработки исследовательского подразделения Nokia Here уже скоро могут начать использоваться в реальной жизни. Помимо фирменного картографического сервиса, данные Nokia применяет Microsoft в своём сервисе Bing, а также Yahoo — в Yahoo Maps.