Почему Intel готовится к экспансии на рынок «интернета вещей»

Подавляющую часть времени, проведённого в компании классических персональных компьютеров — от IBM PC AT осени 1985 года до ноутбука осени 2013-го, на котором пишутся эти строки, — автор провёл в компании кристаллов Intel. От давнишних 80286, дополнявшихся арифметическим сопроцессором 80287, до нынешних i7. И вряд ли это было случайно: именно Intel Corporation, разработчик и производитель Integrated Electronics, интегрированной электроники, в 1971 году создала первый микропроцессор Intel 4004 и позднее выпустила линейку кристаллов x86, с которой и связана информационная революция.

В революционном IBM PC, с которого и пошла полноценная история персональных компьютеров, когда-то стоял процессор Intel 8088. И дальнейшее развитие персональных компьютеров — и в настольном, и в наколенном обличье — было неразрывно связано с Intel, с ростом разрядности и производительности его процессоров. Второй производитель «мейнстримных» кристаллов — фирма Advanced Micro Devices, Inc. — и начал свою «микропроцессорную» деятельность с лицензионного копирования 8080 под псевдонимом Am9080, и имел рыночную долю в разы меньшую Intel, грубо говоря — раза в четыре…

Специфика современного глобального капитализма — вынужденного подкармливать высокими налогами Welfare State первого мира, всякие там Obamacare — такова, что о положении фирм больше говорит котировка акций (и доходы, и даже выручку, высокооплачиваемые финансисты умеют прятать от мытарей довольно ловко). Так вот, максимальной капитализация Intel Corporation была в 2000-м — в году, когда совпали и несбывшиеся надежды на доткомы, первую волну интернет-бизнеса, и безусловное доминирование классических персональных компьютеров (что десктопов, что ноутбуков) на ИТ-рынке. Мобильный телефон был тогда просто «говорилкой», а «наладонники» привлекали лишь уж очень больших энтузиастов…

Потом произошло сразу несколько событий… Наступил двадцать первый век. Лопнул пузырь доткомов: разрыв между доходностью и капитализацией очень часто кончается именно так. Капитализация Intel Corporation просела (впрочем, не одна, в хорошей компании других ИТ-гигантов). Но закона Мура — а читателям «Компьютерры» излишне напоминать, что Гордон Мур был в числе основ-основателей Intel, — никто не отменял. Технологии развивались. Кристаллы становились мельче, мощнее и экономнее. Доминирование производителя из Санта-Клары в «классическом» ИТ-секторе сохранялось (да и ныне они правят бал, скажем, в секторе суперкомпьютеров).

Но — стали появляться и другие классы устройств. То, что жило в маргиналиях, рассчитанных на энтузиастов и потребительских экстремистов — тех ребят и девчат, что нынче закупают «умные часы», — вдруг стало вполне полезным. Скажем, «наладонники», класс устройств, нынче полностью поглощённых смартфонами. Появилась модель Tungsten от Palm. Потом её сменила весьма удобная Tungsten T3. Было это всего лишь десять лет назад, осенью 2003 года. Экран она имела 320×480, память — 64 МВ, а процессор — 400-мегагерцевый PXA 261. Характеристики по нынешним временам смешные, но — намертво убившие бумажные записные книжки и ежедневники. (При летней приборке в шкафу с «канцелярщиной» обнаружил неоткрытые еженедельники и ежедневники начиная с 2004 года.) Появилась возможность читать книги везде и всегда…

Но — рынок мобильных устройств был всё же ещё довольно узок. Телефоны развивались, но в значительной степени усилиями маркетологов, ориентирующихся на массовую аудиторию. Планшеты до рынка не доходили. Так что серьёзные люди особого внимания сектору мобильных устройств не уделяли. Несмотря на то что в превосходном Tungsten T3 (очень редко в ИТ-изделиях сходятся вместе и технология, и концепция, и конструкция) стоял PXA 261 от Intel… Более того, в 2006 году Intel Corporation продала за $600 млн свой бизнес мобильных процессоров линейки XScale фирме Marvell.

Сейчас, задним числом, это решение трудно даже проинтерпретировать… От перспективного направления избавились накануне революции смартфонов и планшетов. Причем избавился не кто-нибудь, а Intel Corporation. Гигант информационной эпохи, которому даже и невозможно найти аналогии в мире индустриальном. Хоть процессор и может быть условно соотнесён с мотором автомобиля или станка, но фабриканты электрических и бензиновых двигателей работали на национальные, а то и на «внутрифирменные» рынки. Intel же трудилась на весь мир. И поставляла «мозги» и тем компьютерам, на которых резались в игры, и тем, на которых зарабатывали миллиарды…

А на диаграмме выше мы можем увидеть, как менялась капитализация куда более скромного (в начале) производителя процессоров Qualcomm. Как и у Intel, пик — но пик капитализации локальный — в «доткомовском» 2000 году. Потом — падение. А затем — подъём. И вот летом этого года с рынка ценных бумаг приходят поразительные новости: согласно фондовому индексу S&P 500, рыночная стоимость Qualcomm превысила капитализацию корпорации Intel. Капитализация Qualcomm достигла $113,82 млрд, а рыночная стоимость Intel составила лишь $111,85 млрд. (Впрочем, выручка и доходы у Intel были выше, квартальная выручка — вдвое больше, чем у Qualcomm…)

Ну а график капитализации «яблочной компании», работающей непосредственно с потребителями и извлёкшей максимальную выгоду из «мобилизации» ИТ-технологий, и приводить-то неприлично; обратим внимание только на подъём того времени, когда Intel продала линейку XScale… То есть — процессорный лидер планеты, фирма находящаяся на переднем крае ИТ, совершила труднообъяснимую ошибку. Пренебрегла самой массовой аудиторией ИТ-потребителей, пользующейся смартфонами и планшетами… Кстати, картинки к колонке вытащены из Сети через планшет под Atom от Intel. Но это младшая версия той же модели; в старшей стоит многоядерный Qualcomm Snapdragon APQ8064.

Однако Intel Corporation не из тех фирм, которые склонны легко сдаваться. Её породила электроника Калифорнии, выросшая на беспощадной гонке вооружений с Советским Союзом. И, проворонив приход в ИТ-мир самой массовой человеческой группы — не владеющей специальными знаниями и пользующейся мобильными устройствами, — она готовится к реваншу на ещё более массовом, нечеловеческом рынке. Нет-нет, пришельцы не высадились, а муравьи не обрели разум. Просто уже в этом году в Internet of Things работает вдвое больше устройств, чем на планете живёт людей. А к 2020 году устройств там ожидается 212 миллиардов!

И сейчас Intel Corporation объявила одним из своих приоритетов «интернет вещей». Тут она ориентируется на предельно многочисленный рынок: ведь вещей в Сети теперь всегда будет больше, чем людей. И — мы не зря приводили диаграмму популярности процессоров от Intel Corporation в суперкомпьютерных вычислениях — «интернет вещей», способный работать с «большими данными». (Массовость датчиков неизбежно приведёт к тому, что данные в Internet of Things неизбежно достигнут стадии Big Data…) И, как видим из картинки выше, структура выстраиваемых вокруг этого бизнесов представляется как предоставление облачных услуг, вполне в духе современных тенденций.

Ну а сможет ли Intel Corporation, следуя современным трендам, вернуть былые позиции, покажет лишь время. Посмотрим, какие устройства и сервисы предложит она потребителям в ближайшее время…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях