Учёная строевая: на каких прецедентах основана и какие перспективы имеет идея «научных рот»

Ворвавшийся в отечественную ноосферу на исходе зимы 2013 года термин «научная рота» поразительно быстро стал там одним из самых популярных и обрёл статус мема. («Там» — это, естественно, в сегментах Сети, обжитых публикой околонаучной; в тех же местах Рунета, где собирается молодежь «с раёна», имеет место интерес к совсем другим проблемам.) Началось все с инициативы ректоров ряда вузов, которую на встрече с коллективом МГТУ в марте 2013 года поддержал министр обороны РФ Сергей Шойгу: «Мы рассматриваем возможность создания подразделений, которым придумали пока рабочее название «научные роты», по примеру спортивных рот». В них «будут служить талантливые ребята, которые, не покидая университетских стен, будут вместе с преподавателями выполнять те работы, которые нужны Минобороны». А в начале июля новостные агентства сообщили, что две первые научные роты сформированы и отправились к месту службы — в Воронеж и в Московскую область.

Укомплектовали их выпускниками Физтеха и Бауманки, маёвцами… Причём по конкурсу: трое на одно место. На очереди – еще пара рот, которые будут по осени сформированы из выпускников технических вузов.

Нельзя не отметить, что за столь короткое время идея «научной роты» заметно (шустрее дрозофил) проэволюционировала. В исходном варианте (инициатива ректоров) речь шла о возможности для студентов, обучающихся на военных кафедрах, служить по три месяца в течение трёх лет. Еще тремя месяцами будет зачтена учёба на «военке». В результате выгода вооружённых сил будет в том, что лейтенант запаса проведет в армии не меньше времени, чем те резервисты (отслужившие годик), которыми ему предстоит командовать. (Необходимости добросовестного отношения к подготовке офицеров запаса посвящено немало строк в лучшей книге о Великой Отечественной — «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, командира-резервиста в тех окопах…) Правда, выгода студентов не совсем очевидна: из тех университетов, где военная кафедра сохранилась, в армию сейчас не попадают (во всяком случае — попавшего в «пиджаки» не знаю)…

Идея, к которой в конечном счёте пришел Шойгу, более жизнеспособна. Призваны — во всяком случае как можно судить — выпускники, не получившие лейтенантских погон (в Физтехе «военки» нет). И армия, нуждающаяся и в интеллектуальной работе, использует их там, где они могут принести больше пользы… Так, впрочем, было всегда. Выпускник матфака педвуза попадал на полтора года (вольноопределяющийся) вычислителем в артиллерию, «пиджак»-лейтенант служил два года… Ну а тут — выпускники (точнее, небольшая их часть) задействованы в каких-то научно-исследовательских работах. (Исследовательских учреждений в армии хватало…) Что же, работа по специальности или близко к ней не даст им потерять свежеприобретённые знания.

Отношение в научной среде к «научным ротам» оказалось неважным. В блогах царит повальное веселье, и каждый третий цитирует «Обитаемый остров» братьев Стругацких — о том, как «в первый же год войны упразднили Академию наук, составили Его Императорского Величества Академии батальон». Ибо реформа РАН подоспела аккурат вовремя…

Но реальность куда забавнее выдумок фантастов. Вот пастор Ниммёллер, прославленный стихотворением «Сначала они пришли за коммунистами…». На Первой мировой – командир кайзеровской субмарины, во Вторую – узник гитлеровской крепости, в конце жизни — лауреат Ленинской премии… А после Первой мировой он служил в Третьем батальоне Академических защитников Мюнстера (III Bataillon der Akademischen Wehr Muenster) Фрайкора, контрреволюционного Добровольческого корпуса. Так что — чего только не было в истории…

Впрочем, в том, что вполне здравую идею общественное мнение превращает скорее в анекдот, вероятно, виноваты те, кто с мнением этим работает. Малограциозна наша казённая пропаганда. Ну вот, в «Войне трёх восьмёрок» российской авиацией был потерян Ту-22M. Машина стратегического класса, предназначенная для прорыва ПВО НАТО на Европейском ТВД. Неприлично терять такие машины в конфликтах низкой интенсивности! Представитель Минобороны (сам из авиаторов) выворачивался как мог…

Вместо того чтобы напомнить, что во время давнишних рейдов на Ливию ВВС США также теряли машины стратегического класса. F-111 Aardvark, бомбовоз с изменяемой геометрией крыла. Янки внутри НАТО поставляли его лишь на свой Непотопляемый Авианосец и Ссыльным Каторжникам — «только для англосаксов». Нынешняя казённая пропаганда не позаботилась напомнить об этом. А война есть война. Без потерь она не бывает…

Так и сейчас, почему-то обществу не рассказывают о том, что у «научных рот» есть вполне успешные прецеденты. Это французская «Служба в интересах обороны». Президент Пятой республики Шарль де Голль установил ее в 1959 году, и существовала она, кажется, до отмены призыва во Франции. И существовала вполне успешно. На нее привлекались выпускники технических, точных и естественно-научных специальностей. Трудившиеся над оборонными разработками. Ведь, в отличие от своих извечных врагов-англичан, Франция стремилась к проведению независимой оборонной политики. Страна Кюри сама сделала водородную бомбу, родина Блерио и Эно-Пельтри произвела семейства реактивных самолетов — в том числе и носителей ядерного оружия — и стратегические ракеты. Независимость в вооружения позволила де Голлю выйти в 1966 году из военной организации НАТО. На фоне былой мощи СССР достижения эти выглядели скромно, но в наши дни Россия затеяла закупать у галлов вертолётоносцы… Так что прецедент-то, видно, неплохой… Если только идея не выродится в балаган, каковым следует считать научные роты из гуманитариев для борьбы с фальсификациями истории…

А вот чем стоит загрузить призывников научных рот? Государство, по понятным причинам, молчит. Но на ум приходит одно-единственное. Покажем путь рассуждений. Что у нас на входе? Выпускники, только что окончившие институт и призываемые на год.

Чем их стоит занимать? Да тем, чему они научились и что могут делать прямо сейчас…

Технология промышленного производства явно отпадает: ее не освоишь по книжкам, нужен заводской опыт. Да и конструированию за год не научишься. Нужно что-то, чем студенты реально занимались в университете. Желательно все пять-шесть лет. И знания чего не являются «закрытыми», допуск к чему они получат только в армии и будут изучать весь срок службы: съел маслице, проколол календарик — и за книжку…

И что же удовлетворяет этим требованиям? Да единственная вещь. Разработка программного обеспечения. Ведь именно в этой сфере чаще всего подрабатывают или полноценно работают студенты.

А в какой среде? Да в Открытом Коде, однозначно. Ориентация на проприетарные системы не даст ребятам возможности «на гражданке» приобрести нужные знания и навык. (Никто им не даст исходников этих систем…) Да кроме того, открытый софт много удобнее проверять на предмет «встроенности», наличия супостатских закладок. Ну и программирование — профессия весьма массовая. Вполне можно занять и роту, и батальон…

Из этого следует вывод: армии явно стоило бы поддерживать отечественное движение Открытого Кода. (Софт нужен и для кибервойн, и для классической РЭБ, и для дронов…) Ну а студентам — желающим попасть не в мотострелки, а в «научники» (учёный по-сербски) — стоит с этим кодом знакомиться и пораньше…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях