Алексей Пажитнов, создатель «Тетриса»: «Сегодня многие головоломки делают просто для умственно отсталых»

Так совпало, что 6 июня, в 29-й день рождения «Тетриса», у меня появилась возможность взять интервью у создателя этой легендарной игры. Поговорить о новом творении Алексея Пажитнова, некоторых особенностях игр на современных мобильных платформах, связи настольных и компьютерных игр и о том, как создаются головоломки. К своему стыду, о том, что именно 6 июня считается днём, когда «Тетрис» сделал свои первые шаги, я узнал только через несколько часов после интервью.

Почему именно 6 июня? Об этом не написано в «Википедии», но Алексей мне сказал, что это не был релиз в современном понимании, но именно тогда «первый прототип программы задвигал фигурки по экрану». То есть эту дату в полной мере можно назвать днём рождения игры.

— Алексей, в первую очередь хочется спросить про Вашу новую игру. Почему она доступна только пользователям устройств с эппловской iOS?

— Если в двух словах, программисты, работавшие над реализацией игры, – это мои давние друзья, два парня из Кронштадта, Андрей Новиков и Николай Решетняк. Мы с ними работаем уже больше 10 лет и давно подружились, а познакомились, когда их нанимал на программирование мой другой партнёр. Они работали в Майкрософте под моим не то чтобы руководством, а, скорее, под опекой. Они выпускают свои продукты, и у них и их сайта WildSnake довольно долгая собственная история.

Они стоящие ребята и любят делать игры онлайн. Мы время от времени пробуем как-то посотрудничать. Если у меня возникает идейка, я её подкидываю и смотрю, нравится она им или нет. Иногда мы доходим до прототипа. В общем, у нас идёт вялотекущее, ни к чему не обязывающее сотрудничество.

Я потребовал редактор. Они мне, как ни странно, довольно быстро его выкатили. Ну а раз уж есть редактор уровней, то не заняться этим делом — вообще грех, и я стал делать головоломки и сделал их штук 40, что ли, на первый раз. Им они неожиданно очень понравились, а мне самому доставляло удовольствие их делать, и работа закипела. В результате я создал около 250 головоломок, и мы стали думать, как это объединить в продукт.

Как ни странно, механика игры, которая у них была изначально, вот эти правила — они были какие-то простые. На мой вкус, даже слишком простые. Я люблю всё-таки, чтобы в головоломках было немножко больше всяких подковырок. Но, поскольку платформы сейчас изменились и люди любят, чтобы было полегче, простота так и осталась. Единственное, что мы сделали, – это немножечко поменяли счёт, и сейчас у нас он получился такой несколько небанальный, что добавляет в игру некоторую дополнительную размерность.

— Речь идёт об отличии модели подсчёта очков относительно Ваших предыдущих разработок или об индустрии в целом?

— Обычно головоломку надо просто решить, и всё. А мы за решение каждой головоломки даём некоторые очки. Вот это мы называем «счёт». Часто головоломки бывают вообще без счёта. В других случаях целью игры является достижение наибольшего количества очков в рамках одной головоломки. Этих самых points. У Андрея и Николая этих points практически не было или же они были какие-то жиденькие, я не помню. И тогда мы ввели некоторую систему, чтобы оценивать ход решения.

Это ещё одна размерность для игроков. Игроки начинающие, наверно, на счёт не будут смотреть. А уже мастера могут решить каждую головоломку с некоторым блеском и тем самым достичь максимума по счёту.

На эту механику мы положили головоломки и решили первую версию запустить на iPhone. А если всё пойдёт и получится, потом сделаем и на других платформах.

— Получается, что была такая россыпь головоломок, которую Вы изначально создали, а потом из неё собрали этот продукт. Как проходил процесс отбора и отсева рабочих головоломок, о каких долях успешных образцов может идти речь?

— Это довольно стандартное рутинное дело, которым я уже двадцать лет занимаюсь. Поначалу идёт креативный процесс: ты выкатываешь подряд много самых разных головоломок. Трудных, лёгких, средних. Удачных, неудачных, красивых, уродливых. Потом идёт начальная очень грубая оценка: я придумываю, а ребята решают и дают мне обратную связь. Есть и некоторые объективные показатели. Ясно, например, что, если головоломка большая и там много шариков, она, скорее всего, посложнее и мы можем с первого взгляд определить, что она требует много ходов и много вариантов. Значит, это сложная головоломка. В итоге так оно и оказывается.

Затем все они упорядочиваются, и у нас получается ряд головоломок. Мы его смотрим, ещё раз прорешиваем и внимательно рассматриваем. Обнаруживаем, к примеру, что в лёгкой части провал. Много сложных головоломок, вполне достаточно средних, а лёгких – мало. Тогда я концентрируюсь и делаю только лёгкие головоломки. В конце-концов, мы получаем такую длинную, относительно упорядоченную по сложности линейку головоломок. Затем принимается решение, как разбить их по уровням.

Я говорю, это всё такие рутинные вещи, которые выполняются тысячу раз… Иногда делается «пила». То есть мы решаем, что уровень у нас будет состоять из десяти отдельных головоломок и они идут такой пилой. Скорее даже волной: поначалу совсем лёгкие, для разгона; потом они так круто вырастают по сложности и последний этап – «босс». Следующий уровень – снова падение на более простые головоломки. Получается такая порция головоломок на один сеанс. Но следующая волна уже покруче. В других случаях мы решаем просто линейные сделать, если головоломок в комплекте немного.

Эта кухня, она очень рутинная и давно известна.

— А были какие-то фишки с расчётом на то, что головоломки будут работать на устройствах с тачскринами? Или, в целом, это виды головоломок, знакомых игрокам по предыдущим годам?

— Игра идеально походит для тачскрина в том числе и потому, что мы специально старались не усложнять правила и отказались от ввода некоторых дополнительных условий в головоломки. В итоге в неё очень легко играть, а правила движения очень простые. Никаких дополнительных хитрых ходов и кнопок нет. Могу сказать, что специфика тачскрина заключается в простоте правил.

— Выбирая операционную систему, вы, вместе с Андреем и Николаем, просто отталкивались от того, что у WildSnake или у Вас лично был какой-то позитивный опыт работы с эппловской платформой? Почему именно iOS, а не тот же Android? Или не обе операционки сразу?

— Да, WildSnake издавались на айфоне, и у них был этот опыт. То есть они примерно знали, что им предстоит, у них были все эти development tools, и они точно знали, что они всё в разумное время запрограммируют и сделают. Но, к сожалению, ни у кого из нас не было опыта разработки такого бесплатного продукта. Совершенно непонятно, как делать деньги на бесплатной игрушке, и здесь мы до сих пор плаваем и сейчас активно собираем обратную связь. Смотрим, как игроки играют, как происходит этот процесс. Чем пользователи недовольны, как бы подтянуть и улучшить нашу систему вторичного сбора денежек за бесплатный продукт.

— Сейчас массовое распространение получил сбор денег за всякие power-ups в игрушках, а в головоломках это могут быть либо подсказки, либо пропуск какого-либо сегмента, если что-то не получается. Это ведь очень похоже на современный стандарт?

— У нас тоже есть некие power-ups. Когда ты можешь делать undo (отмену последнего хода) или restart (запуск заново) головоломки – это всё стоит игровых денежек. Для новичков мы даём довольно солидный аванс, но те, кто начинает играть более-менее сложные уровни, этой игровой валютой должны более активно пользоваться. Даже мне, а за последнее время я проиграл по пять раз все эти двести головоломок и меня уже от них тошнит, честно говоря, и то приходится пользоваться этими возможностями помочь себе. Иногда что-то забываешь, делаешь неверный ход, и всё. Но если человек аккуратный, он может все головоломки бесплатно проиграть. Если же игрок спешит и любит за десять минут что-то такое сделать, он не такой усидчивый, старательный и не планирует вперёд, он за это заплатит.

Мы так рассчитали, что базовый уровень головоломок делается любым нормальным игроком без проблем. А на втором уровне – challenges мы, с одной стороны, даём заработать монетки, но он и пожирает их довольно активно.

— Получается, что внутриигровая возможность получить эти ресурсы существует. Многие игры отказывают игроку в этой возможности: мол, покупайте только за реальные деньги.

— Безусловно, они есть. Блестящий игрок может весь продукт сделать с лёту без копейки денег. А начинающий и вовлечённый игрок (мы не хотим брать деньги с того, кому игра не понравится) в конце-концов обнаружит, что ему лучше прикупить этих монеток. Просто чтобы комфортнее себя чувствовать. Ну и нам дать заработать не грех.

— Чуть раньше Вы говорили, что в некоторых головоломках достаточно сделать один неправильный ход и всё портится. Значит ли это, что все головоломки в игре — с единственным решением? Или нельзя говорить о такой общей черте?

— Нет, они не с единственным решением, но иногда можно сделать фатальный ход, который тебя заводит в тупик. То есть это головоломки с тупиками и действия в них необратимые. Каждый ход должен уничтожить группу шариков на экране. А в какой-то группе может оказаться менее трёх шариков, вы их никак физически не сможете удалить с экрана и, следовательно, не сможете решить головоломку. Алгоритм, как правило, не единственный, но всегда есть опасность сделать неверный ход.

Что ещё очень хорошо и за что я люблю моих партнёров, — это момент, когда они работают над головоломками: они всегда делают нестандартные конфигурации полей. Я-то всё время делаю квадрат или прямоугольник. А если мне нужно создать какую-то хитрую топологию, я туда просто препятствия какие-нибудь вставляю. Они делают примерно то же самое, но немного иначе – вырезают лишние клетки из игрового поля. В итоге оно выглядит не просто прямоугольником, а какой-то обрезанной или вовсе кружевной фигурой. Казалось бы, пустячок, но насколько же это визуально приятно, необычно, разнообразно и вовлекает тебя в игру! И никогда не известно, какой геометрии будет следующий «остров».

Если говорить об обратной отдаче, я думаю, что наша игра предварительно даёт нам довольно обнадёживающие результаты. Она людям нравится, и, наверно, во многом именно из-за эстетического момента. По-моему, у нас получились довольно красивые головоломки. Они, конечно, и хитрые, и, как это говорится, challenging. Трудноватые, дразнящие и всё такое. Они не то чтобы безумно красиво оформлены – это абсолютно абстрактное поле с абсолютно абстрактными шариками. Но разнообразие цветов и симметрия в их конфигурациях мне кажутся очень красивыми. Несмотря на то что мне Marbly уже порядком надоела, я с определённым удовольствием решаю эти головоломки снова и снова.

— Немного отойду от компьютерных технологий и перескочу к бумажно-картонным. У любителей настольных игр всегда есть свои особые группы преференций: кто-то предпочитает квадратные поля и клетки, а кому-то больше нравятся гексагональная разбивка игрового поля. Может, и Вы тяготеете к каким-то определённым форматам полей?

— Больше всего я люблю, пожалуй, гексагональные поля. Дело в том, что стандартное квадратно-гнездовое — немножечко скучное и уже переразработанное. Треугольное чересчур давит на создание. Там слишком много клеток и, на самом деле, мало направлений. А гексагональные — они, в некотором смысле, оптимальные. Единственное, что не очень хорошо: поля получаются маленького размера, поскольку сами клетки оказываются относительно большими.

На самом деле, я всегда наступаю на горло собственной песне и выбираю ту сетку, которая подходит под смысл механики игры. Например, я помню, что для меня было большой дилеммой, когда вышел Bejeweled. Такая знаменитая знаковая игра. Она вызвала у меня бурю чувств. С одной стороны, большой восторг, поскольку она очень простая и в ней было несколько блестящих идей. Совершенно роскошных! Но при всём этом она была отвратительно реализована. Все идеи были собраны правильно, но обвеска игры была сделана из рук вон плохо.

Безумно досадно, что они так просадили замечательный букет идей. Это заставило меня подумать над альтернативами. Обычно я не стараюсь кому-то следовать, хоть в этом и нет ничего предосудительного. Но тут я постарался их же букет концепций воплотить так, как я считаю правильным. И тогда получилась игра Hexic. Но ведь у тех, кто играет в Hexic, не возникает ассоциаций с Bejeweled. Даже если я сам считаю, что, в глубине, эти ассоциации довольно сильные. А когда я разрабатывал Hexic, чтобы эти параллели ещё дополнительно припрятать, искал не квадратно-гнездовое, а другое поле. И тут как раз гексагональное хорошо сработало.

— Может, в этом и дело, что люди часто не на механику обращают внимание, а на визуальное оформление игры?

— Они же и не ищут параллели, если те не бросаются в глаза. Это профессионалы могут увидеть какие-то хитрые связи. А игроки же идут туда за эмоциями, правда?

— Что для Вас было раньше: настольные игры, головоломки, компьютерные игры? Как оно перетекало одно в другое?

— Я всегда обожал настольные игры. Причём я любил их все и совершенно беззаветно. И когда мне в руки попал компьютер (практически в индивидуальное пользование), я решил, что наступила новая золотая эра именно для настольных игр. Я считал, что на компьютерах, особенно если они будут связаны между собой, это будет совершенно новая история. Ведь массу всего придумать можно, поскольку нет бумажных ограничений: всё легко восстанавливать, легко вести счёт и так далее. Надо сказать, что все мои первые игры были, скорее, настольными в компьютерном варианте. И я написал их довольно много, но все мои ожидания скорее не оправдались. На компьютеры пришли, в основном, аркады и пулялки, а не настольные игры. Последние пришли значительно позже и, несмотря на то что серьёзно бились за своё место, так, по-моему, ничего и не заработали.

Я помню был длительный период, когда разработчики игральных карт и настольных игр очень резко ринулись на компьютерный рынок, но у меня такое ощущение, что они там буквально слёзы собирали, в сравнении с их доходами на рынке печатных игр. При этом массовый поиск в индустрии продолжался и были найдены очень разумные и удачные жанры. RTS – это совершенно идеальная компьютерная версия настольной игры. Такая, какой она должна быть. Если говорить о стиле и ваших ощущениях от настольной игры, которую перенесли на компьютер, то RTS воспроизводит это практически идеально.

— Существуют ли ограничения, которые в этом контексте накладывает компьютер? То, что в картоне просто организовать, а на компьютере – почти невозможно?

— Безусловно, они есть. Во-первых, непосредственно живое общение. И это суть 90 процентов настольных игр. Игра, которая называется Settlers of Catan, — в компьютерном варианте такое ублюдище! А в формате настольной игры!.. Особенно если у вас есть время и вы разрешаете торговлю. Это же море удовольствия! Какая разница, какие там правила? Это тот элемент, который пока начисто съедается компьютером. Может быть, найдутся какие-то гении, которые по этому поводу что-то придумают, но пока это, безусловно, даёт сто очков картону.

Вторая вещь: не знаю задумываются ли над ней люди, но я бы в покер на деньги ни с одной программой играть не мог. Как разработчик я знаю, как легко заглянуть игроку в карты. И что с ним можно делать, как его заманить и обобрать подчистую. А когда ты сидишь за столом, ты можешь человека схватить за рукав и стукнуть его канделябром. Читинг – это тоже очень существенный момент многих игр. И в этом смысле у картона тоже своё преимущество. Потому что никаким суперобещаниям и солидности фирм, которые устраивают эти покерные игры, я не верю ни на грош.

— Возникало ли у Вас желание пойти в разработку RTS или игр каких-либо других жанров, кроме головоломок?

— Я пробовал разные жанры. Что-то у меня получалось не очень плохо, что-то – очень плохо. Дело в том, что, долго работая в игровой сфере, можно быть полезным в любом жанре. Но я чувствую, что есть люди, которые гораздо сильнее, лучше и талантливее меня в этих других жанрах. Они их любят, чувствуют кончиками пальцев. А я люблю и чувствую головоломки, как мне кажется. Поэтому что мне искать? Я делаю то, что я более-менее умею делать хорошо.

— В последнее время я регулярно сталкивался с мнением, что на рынке есть общая установка на сокращение игрового времени. Что маркетинг влияет на разработчиков и их заставляют не затягивать игровой процесс. Многие в итоге с печалью вспоминают замечательные игры начала 90-х, в которые можно было рубиться дни напролёт. Как это касается головоломочного рынка и персонально Вас?

— С головоломочным рынком всё предельно просто. Он всегда стоял немного в стороне и оставлял этот конец совершенно свободным. Как правило, воспроизвести бесконечное число головоломок ничего не стоило и игрок переставал играть в головоломки в тот момент, когда он просто терял к ним интерес. Он осознавал, что всё в них уже понимает и они его больше не привлекают. Оставался какой-то недоигранный «хвост». У кого-то очень длинный, у кого-то – коротенький. Так всё и обстояло. Вопроса «сколько часов будут играть в мою головоломку», как правило, не было – это может быть практически бесконечное время.

Что касается других игр, то, я думаю, это досужие разговоры менеджеров среднего звена. На самом деле, всё определяется рынком, а он сильно изменился в последние пять лет. Он стал, так сказать, casual. Исходя из этого и исходя из типичной личности современного игрока, casual-игрока, изменились и параметры востребованных игр. Casual-игроков много. IQ — интеллектуальные запросы к игре упали. Из-за массовости, это понятно. Упало время, потому что, раз рынок стал столь обширным, туда пришла дикая туча новых продуктов и ясно, что время, уделяемое каждому отдельному продукту, довольно сильно упало. При этом круг интересов casual-игрока очень широк: он никогда не лезет глубоко, но ходит широко. Такие у него свойства. Исходя из этого, и у продуктов стали такие же свойства. Сегодня многие головоломки делают просто для умственно отсталых. Жанры, которые раньше полагались довольно глубокими и требовали определённого проникновения, сейчас совершенно безжалостно упростились до предела.

Пришёл новый пользователь, и он диктует свои условия. Поэтому успеха достигают немного другие продукты. Но опять же это моё частное мнение.

— Платформы с тачскринами, смартфоны, планшеты – они повлияли на то, какие игры оказываются на рынке. Изменились возможности игрового управления. Сейчас появляется новый пучок устройств вроде Google Glass. Вы видите здесь какие-то новые направления для головоломок?

— Не думаю, что я отвечу вам на этот вопрос, поскольку я этих Google Glass толком не видел и не очень знаю, о чём речь. Пока я мало этими новыми платформами интересуюсь. Я стал старый и консервативный. Если что-то завоюет рынок, я, конечно, подниму задницу и посмотрю, что это такое. А пока нет.

Что касается мобильных платформ последних лет, конечно, они многое определили. Из-за маленького визуального пространства, на котором никакого управления толком не разместишь, они очень способствуют примитивизации игры. Там можно поставить лишь одну кнопку или, от силы, две. Это всё как раз приводит к тому, что правила создаются очень простыми. Но это и придаёт огромную массовость.

— Может, именно это и создаёт дополнительный вызов для разработчиков – в рамках этого ограниченного и скудного пространства создать что-то эдакое?

— Конечно, создаёт! И я уверен, что скоро найдутся новые гении, которые заставят весь мир забыть про всё на свете и только в это своё новое и играть. Но надо сказать, что меня по поводу этих платформ охватывает очень большое разочарование из-за того, что все они возникли из телефона, который является средством коммуникации. И, казалось бы, в первую очередь должны были возникать какие-то многопользовательские игры. Или хотя бы игры для двух игроков. А всего этого практически нет. Фактически все провайдеры ничего не делают для того, чтобы люди играли вместе. По-моему, это даже чуть ли не запрещено технически. Очень странно и печально. Казалось бы, человечество получило наконец в руки телефон, и общайся – не хочу. А вместо того, чтобы видеть радостные ассоциации людей, активно общающихся и симпатичных друг другу, завязывающих связи, мы своими играми заставляем их уткнуться в экран и вообще этого мира не видеть. Только лупить или тыкать по этим играм – вот что мне немного обидно наблюдать.

Я надеюсь, что это будет какой-то следующий социальный прорыв. Кто-нибудь изобретёт игру и заставит провайдеров предоставить средства связи. Именно игровые средства. И это будет какой-нибудь мегагигатерахит.

Ведь всё уже есть. Это телефон. Многие покупают его просто как телефон. Потом обнаруживают, что там ещё и записи можно вести. Можно в игры играть. Какие-нибудь аппликации загружать. Но покупалось-то устройство просто как телефон. А массовых игр практически нет.

— В русской Википедии я прочитал, что есть какая-то разработка чего-то под названием Tet-a-Tetris, для нового релиза Windows 8.1. Вы об этом можете что-то рассказать?

— Вам, по секрету, я могу сказать, что в первый раз об этом слышу. Это абсолютная утка. Майкрософт с этим предложением ко мне пока не обращался. Да и не может обратиться, поскольку всё это через компанию делается, через Blue Planet Software, которая занимается лицензированием «Тетриса». И они бы мне сообщили, если бы такие предложения хоть как-то проникли.

Нет, Tet-a-Tetris – это хорошая идея, но это идея автора утки, я думаю.

Уже после завершения интервью я пошёл устанавливать Marbly на iPad своей тёщи, и, надо сказать, игра заразила её желанием увидеть как можно больше новых уровней во всех их разнообразных конфигурациях. Ну и, конечно, набрать достаточное количество внутриигровых монеток для того, чтобы пройти все головоломки бесплатно. =)

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях