Готов спорить, большинство из вас вздрогнет, услышав этот кошмарный оклик — даже сейчас, годы и десятилетия спустя после окончания школ, техникумов, институтов. «К доске!» — и вы должны преодолеть ставшую вдруг невероятной силу тяжести, выставить себя на всеобщее обозрение к удовольствию расслабившихся товарищей, и рыться, рыться в голове, извлекая словно бы покрывшиеся пылью знания (ах, если бы они ещё были!).
Система образования — и не только российская! — буквально крутится вокруг этого древнего инструмента, и кого ещё винить, что мы воспринимаем классную доску как символ насилия над личностью? Но что ж поделаешь, коли в век глобальных коммуникаций, полной победы цифры, почти добившись устойчивой термоядерной реакции и поймав за хвост частицу бога (слышали, бозон Хиггса вроде как прижучили?), человек всё ещё не в состоянии предложить ничего близкого по эффективности мелку и паре квадратных метров тёмного дерева?
Если верить легенде, доска стала обязательным спутником школяров ещё тысячу лет назад, в Индии. Западная цивилизация ввела её в учебный обиход сравнительно недавно, в XVIII веке. И там, и там классные доски поначалу изготовлялись из камня и были маленькими, ручными, так что каждый учащийся таскал её с собой, используя вместо тетради-планшетки (позвоните Тимоти Куку!). Только в XIX веке она обрела облик, в котором дошла до нашего времени.
Век XX был отмечен применением новых материалов — как для рабочей поверхности (металл, пластик), так и для письма по ней (да здравствует фломастер!). Но всё это мелочи, никак не повлиявшие на главное: минималистичный, по-настоящему интуитивный интерфейс. Доска по своей простоте близка к материнской груди: взять мелок и нацарапать что-то осмысленное мы умеем задолго до того, как откроем первый в своей жизни учебник. И стереть написанное так же просто, без знания основ файловой системы, форматов и прочих искусственных излишеств.
Дешевизна, эффективность доски как средства отображения информации проложили ей и дорогу в бизнес. Никто не знает, сколько тысяч лет эксплуатируют её кабаки, гостиницы и прочие публичные заведения. Но достоверно известно, что уже в XIX веке брокерские конторы — всегда первыми бравшие на вооружение высокие технологии — отдавали целые стены под запись котировок. Традиция продолжается и по сей день. Вглядитесь в фотографии из офисов дот-комов: эти бизнесы, родившиеся на переднем краю науки и техники, квартируют в шикарных апартаментах, проектируемых нынче в соответствии с модной концепцией open space (см. «Прощай, кубикл»). А рядом с невероятными рабочими столами, электроникой самых разных форм и расцветок, вы непременно увидите её родимую. Разрисованную вдоль и поперёк бизнес-моделями, блок-схемами, напоминаниями и автографами Доску.
Я повешал пластиковую магнитную доску дома пару месяцев назад — и сейчас наслаждаюсь, наблюдая за процессом расползания идеи среди друзей и знакомых. За каким чёртом понадобился офисный атрибут в жилище, когда к вашим услугам и телевизор, и десктоп, и смартфоны, а у многих ещё и планшетки? Всё говорит в пользу того, что в доске есть нечто метафизическое, непередаваемое словами. Возможно дело в том, что она помогает не просто записать мысль, но — материализовать её в эпоху, когда от материальности идей все давно отвыкли.
Вы, конечно, понимаете, о чём я: попробуйте написать не SMS или сообщение в соцсети, а бумажное письмо. Или сформулировать с карандашом в руках идею, над которой размышляли последнюю неделю. Это потребует физически ощутимых усилий, потому что универсальным средством записи всего и вся давно уже служит компьютерная клавиатура, довольствующая едва заметными движениями пальцев. Но затраченная энергия окупается: материализация мысли на доске — первый шаг к воплощению её в железе, кремнии, машинном коде, управленческих связях. Ведь правда легче строить рассуждения дальше, опираясь на что-то, уже существующее (пусть и в виде фломастерных штрихов)?
Доске не вечно оставаться деревянной. Те же интернет-компании, что так активно пользуют её в своих офисах, подвергли её и самому агрессивному мозговому штурму за тысячу лет. Эволюция двинулась в направлении усложнения. Самое радикальное решение, безусловно, принадлежит Microsoft, которая положила доску горизонтально и наделила интерактивностью — фактически реализовав прежде виртуальную концепцию «рабочего стола». Этот проект до недавнего времени был известен как MS Surface, а теперь называется PixelSense. Подобные решения пригодятся везде, где несколько человек нужно быстро ознакомить с большим объёмом информации, одновременно дав возможность влиять на процесс её отображения.
Ту же цель, преследуют и авторы eBeam Edge из компании Luidia: хитрого электронного устройства, работающего в паре с персоналкой и проектором, позволяя человеку «рисовать» прямо поверх проецируемого на стену изображения.
Однако и Microsoft, и Luidia, и десятки других компаний, пытающихся поставить доску на высокотехнологичные рельсы, неизбежно лишают её главного достоинства: простоты! Исчерпала ли себя старая идея? Не факт! Посмотрите на продукцию американского стартапа WhiteyBoard. Его основатели научились приспосабливать для письма и рисования буквально любую поверхность. Если речь о сравнительно небольших площадях (квадратные метр-два), это достигается с помощью самоклеящегося тончайшего (доли миллиметра) листа белого пластика, налепляемого куда угодно — хоть на стол, хоть на бетон, хоть даже на обои (лист всегда можно снять, не оставив липких следов). Если же необходимо, можно приспособить для рисования целую стену, от пола до потолка, от угла до угла — нанеся на неё слой особой полупрозрачной краски. В последнем случае рисовать по стене можно будет не только фломастером, но и вообще почти любыми изобразительными средствами — потом они легко, всухую удаляются.
Мало того, что это потрясающе смотрится, так ещё и избавляет от множества проблем, связанных с установкой и эксплуатацией классических досок. Нет нужды сверлить отверстия для креплений, нет нужды ограничивать себя стандартными габаритами пишущей поверхности, инсталляция занимает от нескольких минут до часа. Строго говоря, идеи краски и пластикового листа принадлежат не WhiteyBoard, но компании удалось снизить цену в несколько раз — и, благодаря этому, стать прибыльной ещё до начала продаж.
Покупают её оригинальные «доски» главным образом компании для своих офисов и обычные люди для детских комнат. И там, и там работает замечательный девиз WhiteyBoard: думай громко!