BYOD: новые откровения и парадоксы об «убийце» корпоративного консерватизма

BYOD — это такая корпоративная политика, от которой у IT-директоров компаний случаются судороги и выпадают и без того редкие (мониторная радиация!) волосы. IT-директоров понять можно: с первого момента появления BYOD на свет она обещала дьявольские неприятности не только руководству IT-отделов, но и рядовым его сотрудникам. Считалось, что руководство пострадает от тяжелейшего урона по корпоративной безопасности, а рядовые сотрудники IT-отдела от синдрома хронической усталости. На практике ни то ни другое не подтвердилось, но осадок остался.

Акроним BYOD расшифровывается как Bring Your Own Device, принеси свой собственный гаджет. Но это — в миру. В профессиональной IT-междусобое приняты два альтернативных перевода — в зависимости от меры параноидального страха: Bring Your Own Danger (принеси свою собственную опасность) либо Bring Your Own Disaster (принеси свою собственную катастрофу). Смысл BYOD прост: сотрудникам корпорации неожиданно разрешают принести на рабочее место собственный ноутбук, планшет, смартфон, подключиться к корпоративной сети и активно включиться в работу.

Так вот все просто. Проблема лишь в том, что на протяжении последней четверти века все эти фривольности категорически запрещались и преследовались похлеще ведьм в эпоху диких суеверий. В данном случае речь тоже идет о суевериях. Тех самых, что я помянул в начале статьи: использование сотрудниками собственного оборудования должно привести к утечке (потере, сознательному сливу и т.п.) ценной страшно конфиденциальной корпоративной информации. Второе суеверие: сотрудники в глазах IT-персонажей — сплошные ламеры и тупицы, поэтому они непременно должны будут завалить help desk лавиной жалоб, претензий и требований починить, пофиксить, настроить, отконфигурировать их собственные гаджеты.

Поскольку вкусы у людей разные, то и количество гаджетов, ими предпочитаемых, зашкаливает воображение. Боялось, что с адаптацией BYOD сотрудники IT-отдела зашьются, потому что физически не смогут осуществлять техническое сопровождение безграничного разнообразия компьютеров, планшетов и смартфонов, с бесчисленными конфигурациями и программным наполнением.

Впрочем, козырь с зашивом IT-отдела всегда был вторичным. На первом месте стояло разрушение корпоративной безопасности, которую просто обязана была повлечь за собой адаптация BYOD.

Вы только подумайте: личный смартфон сотрудника (который, к тому же, еще и не Blackberry, а какой-нибудь, прости господи, андрофон или вообще айфон) подключен к корпоративной сети, сотрудник идет в бар, напивается и смартфон теряет. В результате у случайного прохожего, смартфон с пола в туалете подобравшего, появляется возможность внедриться в корпоративную сеть компании!

Или вот еще страшилка: на персональном ноутбуке сотрудника, который он каждый вечер утаскивает к себе в берлогу, постоянно хранится море бесценного (и разумеется — конфиденциального!) софта, принадлежащего корпорации, не говоря уже о данных, ноу-хау, алгоритмах и проч.

Наконец, самое страшное: вы сотрудника увольняете, он нагло улыбается и уносит домой смартфон, номер которого прописан на его корпоративной визитке и на протяжении N-нного времени раздавался направо и налево всем корпоративным клиентам. Ваш бывший сотрудник нанимается на работу к вашим конкурентам, а клиенты исправно продолжают названивать ему по телефону. На его личный номер.

Бомбу BYOD под корпоративную культуру подложила компания Intel не далее как в 2009 году, которая зачем-то посчитала, что ликвидация расходов на закупку компьютеров, планшетов и смартфонов для оборудования рабочих мест сотрудников важнее обоих страшилок, связанных и с нарушением безопасности и с перегрузкой служб корпоративной поддержки.

В 2011 году вредную инициативу подхватили сразу три IT-гиганта: Unisys, VMWare и Citrix. И тут понеслось поехало: корпоративная Америка как оголтелая ринулась переводить сотрудников на собственные девайсы! А вслед за Америкой и остальной мир, причем не обязательно самый цивилизованный: максимальная концентрация компаний, адаптировавших политику BYOD приходится на страны Третьего мира — Бразилию, Россию, Индию, Объединенные Арабские Эмираты, Малайзию. На BYOD в этих странах перешло почти 75 % корпоративных работников, тогда как в т.н. цивилизованном (читай: зацикленном на безопасности) мире — только 44 %.

Считается, что причина диспропорции в материальном благосостоянии: в странах Третьего мира люди бедные, компании тоже бедные, поэтому, чтобы не разоряться, предпочтение отдается найму сотрудников уже со своими манатками (компьютер+планшет+смартфон). Другая самообманка: бизнес Третьего мира вторичен, а все ценные (сверхценные?) идеи сосредоточены на Западе, поэтому, давая полный ход BYOD, компании из стран Третьего мира ничего не теряют в плане безопасности — все равно будут все идеи воровать на Западе. Что касается нагрузки на службу технической поддержки, то, опять же, в странах Третьего мира она никого не беспокоит, так как человеческий труд обходится слишком дешево.

Все это, конечно, глупости. Хотя бы потому, что мотивация к переходу на BYOD одним снижением издержек на оборудование не ограничивается. Скажем больше: в реальности эта экономия оказывается липовой, потому что многократно возрастают расходы на усиление безопасности и на слежку за беспрекословным исполнением всеми сотрудниками драконовских положений Договора о BYOD, который каждый подписывает.

Intel, создавая и адаптируя концепцию BYOD, в первую очередь думал о вещах не материальных, а более возвышенных: творческом потенциале компании, который, как известно, слагается из творческого потенциала сотрудников. Так вот, считается, что сотрудники, работающие на собственном компьютерном оборудовании, в привычной им среде, эстетике и стилистике, раскрывают собственный потенциал на порядок щедрее, чем под гнетом корпоративного «железа». Повышение творческой отдачи выливается в повышение производительности труда — ну и далее всё движется уже привычно, по Марксу.

Реальная причина отставания Запада от Третьего мира в вопросах адаптации BYOD кроется не в бедности и вороватости одних и зажиточной креативности других, а в … лицемерии Запада! На самом деле проникновение BYOD в корпоративном мире Европы и Америки де факто не менее тотально, чем в России, Индии или Бразилии. Скажем, еще в 2011 году Citrix Systems обнародовала свой т.н. Citrix Bring-Your-Own Index, который демонстрирует: 92% ИТ-компаний прекрасно знают, что их сотрудники используют собственные гаджеты на рабочем месте. Все знают, закрывают на это глаза, но формально не признают, потому что это может негативно сказаться на общественном имидже компании, которая, якобы, безответственно относится к вопросам собственной безопасности.


Как бы там ни было, дисбаланс 44 % — 75 % не только формальный, но и временный, что подтверждает помянутый выше Citrix Bring-Your-Own Index: 94 % опрошенных IT-корпораций заявили о выработке той или иной формы политики BYOD в течение уже ближайших двух лет (то есть к текущему, 2013 году).

Под занавес мне бы хотелось объяснить, почему я считаю обе страшилки — безопасность и сверхнагрузка на help desks — необоснованными. Все разговоры про увод клиентуры, софта, ноу-хау, алгоритмов, баз данных и т.п. из-за того, что используется собственное оборудование, вздорны, поскольку исходят из совершенно ложного посыла: потенциальная кража обусловливается внешними обстоятельствами. То есть: вот у меня есть свой ноутбук, поэтому я на нем уворую секреты родной компании. Такое могло прийти только в больную корпоративную голову, напичканную до гипофиза делирием НЛП и вульгарным материалистическим прагматизмом.

Воровство рождается не во внешних обстоятельствах, а в голове вора. Или это так сложно усвоить? Если сотруднику нужно (хочется, выгодно и т.п.) украсть ноу-хау, софт, алгоритмы, БД и т.д., и эта потребность преодолеет контраргументы страха, то он все равно украдет — с BYOD или без BYOD! И никакое корпоративное оборудование не будет тому помехой.

Да, украсть через собственный ноутбук легче, но это облегчение ничуть не означает, что воров в эпоху BYOD непременно должно стать больше. С чего бы это? Мне лично кажется, что как раз наоборот — воровать будут меньше, потому что лояльность компании, продемонстрировавшей через введение BYOD особое доверие и уважение к своим сотрудника, будет выше.

Что касается второго мифа, то его опровергла сама жизнь. Аналитик Gartner Джерод Грин, что мониторинг деятельности корпоративных служб поддержки выдает какую-то совсем уж ошеломительную статистику: по мере распространения BYOD происходит не увеличение нагрузки на help desks, а ее снижение!

Можете себе представить? Те же самые сотрудники, которые гуру из IT-отделов считали за тупых ламеров, замечательно обходятся в работе с собственными компьютерами, планшетами и смартфонами без помощи хамящих «профессионалов». Согласно статистики Gartner среднее количество ежегодных обращений к сотрудникам служб компьютерной поддержки сократилось с 7003 до 5384! С учетом динамики выходит, что к 2016 году эта цифра снизится еще на 25 — 30 %.

Знаете, что это означает? Только то, что ребятам из help desk’ов пора подыскивать себе уже новую работу. Собственно, процесс уже пошел: размер отделов технической поддержки сократился за последний год с 7.9 до 7.2 полных рабочих мест. Сокращение пока не слишком значительное, но лиха беда начало.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях