В конце февраля, похоже, Sony планирует объявить PlayStation 4. Несмотря на то что совсем недавно руководство Sony говорило о том, что спешить с анонсом приставки не будет, это, похоже, был отвлекающий манёвр. Пока все гадают, что же собой будет представлять консоль нового поколения, нелишним будет взглянуть на рынок «больших» компьютерных игр вообще.
Ситуация на нём складывается достаточно плачевная: оказывается, основная группа людей, которая играет в них, — вовсе не школьники, и даже не молодёжь, а люди за 30 — то есть поколение, которое ходило в школу тогда, когда бум этих игр начался. Именно для них, уже обеспеченных людей, и выпускаются игры с бюджетом в десятки миллионов долларов, именно они покупают эти игры по 60 долларов за коробку.
Вот чистая статистика: среднестатистическому геймеру 30 лет, и он играет на протяжении 12 лет. 68 процентов игроков старше 18 лет. 47 процентов от всей аудитории, играющей в консольные игры, как это ни странно, — женщины, эта группа больше, чем группа людей, которым 17 лет или младше!
Печалит в этом крупных издателей один момент: чем взрослее становится человек, тем меньше у него времени на то, чтобы играть. Не получится ли так, что именно это убьёт «большие» игры? Нужно учитывать и то, что новому поколению «стандартных» приставок будет грозить куча факторов, с которым предыдущее поколение не столкнулось. Нет, в ближайшие два-три года «большие» игры не исчезнут полностью, но угроз много. Давайте посмотрим на каждую из них.
Мобильные игры
В 2007 году в Apple выпустили первый iPhone. Сначала приложений для него не было — сторонние программы нельзя было выполнять на не взломанной прошивке вообще. Однако на следующий год компания объявила о том, что у iPhone будет свой магазин приложений. Многие отнеслись к этой затее со скепсисом, но её ждал ошеломляющий успех, плоды которого фирма пожинает до сих пор.
Говорят, что Стив Джобс, который тогда был исполнительным директором компании, был очень недоволен тем, что первые места в рейтингах App Store занимают именно игры. Игры он (опять же по слухам) не любил и относился к ним как к какому-то недоразумению. Но не признать очевидного было нельзя: игрушки заполонили магазин и множились в экспоненциальной прогрессии.
Это были не те игры, на которые издатель выделяет многомиллионные бюджеты, в основном это были приложения от независимых разработчиков или небольших стартапов. Стоили они соответственно существенно меньше обычных 60 долларов, которые просят за свои творения крупные студии.
Среди инди-разработчиков было принято продавать свои игры долларов за 15-25, но App Store диктовал свои правила. Дело в том, что выгоднее оказаться на первых местах в списке самых популярных программ, при этом запросив за свой продукт минимальную цену (скачают больше), чем сделать гениальную игру, но продавать её за 25 долларов и сидеть за пределами первой сотни. Факт есть факт: проекты, которые не попадают в топы магазинов приложений, можно считать неудачными — их спасёт только чудо.
Запросив всего доллар за новую интересную игру и войдя в топ, разработчик вполне мог рассчитывать на несколько миллионов долларов. Выпуская по двадцать новых модификаций игры и создав удачную франшизу (как Angry Birds), создатель мог получать эти миллионы не один раз. С появлением возможности выпускать условно бесплатные приложения со встроенными покупками, разработчики смогли заставлять людей устанавливать игру, заманивая их игровым процессом, а потом требовать деньги за следующий уровень или игровую валюту (кстати, как показывает опыт, это намного выгоднее, чем выпускать приложения по доллару).
Мало-помалу для мобильных устройств стали появляться и вполне себе достойные игры, которые вполне можно сравнивать с «большими». Конечно, большинство из них только имитируют шик крупнобюджетных проектов, но большей части аудитории на это откровенно наплевать. Когда вышло предыдущее поколение приставок, такого конкурента у них не было. Чтобы играть, нужно было купить Playstation 3, Xbox 360 или Nintendo Wii (ПК к тому времени рассматривался как достаточно мелкий и непривлекательный рынок).
Мобильные устройства распространены на порядок шире, чем самые популярные приставки. Сейчас количество смартфонов в мире превышает 1 миллиард, и эксперты уверенно говорят о том, что это число повысится в два раза к 2015 году. Совокупное число проданных приставок нынешнего поколения не дотягивает и до 250 миллионов.
Как мы уже говорили, для мобильных платформ разрабатывают игры вполне себе крупные компании и издатели. Какие? Да все, наверно. И Electronic Arts, и, скажем, Disney Interactive. У «Диснея» всё настолько серьёзно, что компания была реорганизована: разогнали приставочных разработчиков, чтобы сфокусироваться на выпуске мобильных игр.
Крупные издатели начинают понимать, куда дует ветер. Давайте посмотрим, какая игра лучше всего продавалась для приставок? Это Wii Sports для Nintendo Wii (80 миллионов проданных копий). Но вторая по продажам игра — это Tetris для GameBoy, и тут уже фигурирует цифра 35 миллионов. Однако это скорее аномалии — большинство рекордсменов для современного поколения приставок не дотягивают и до 10 миллионов.
А теперь рекордсмены с мобильных телефонов и планшетов. Тетрис — 100 миллионов проданных копий! Пусть и не по 30-60 долларов, но тем не менее. Pac Man — 30 миллионов только в США. Angry Birds — 12 миллионов, но это в основном на iPhone, где игра платная. На тех мобильных ОС, где игра распространяется условно бесплатно, количество скачиваний достигло 1 миллиарда — и если хотя бы один процент платил деньги за помощь в прохождении уровней, то, подумайте, это уже 10 миллионов людей, которые потратили на игру хотя бы доллар.
Подведём промежуточный итог: что же сдерживает издателей от создания крупнобюджетных игр для мобильных платформ? Прежде всего то, что нет никаких гарантий, что этот бюджет удастся отбить. Причём тут от мобильного разработчика зависит намного меньше, чем от приставочного. Огромное количество различных игровых поделок может не только не дать «выстрелить» хорошей «большой» игре, но и даже просто окупиться.
Смартфоны и планшеты грозят убить приставки и напрямую, на их поле деятельности. Ничто не мешает современным устройствам связываться со Smart TV по специальному протоколу и передавать часть игровой картинки на телевизор. И зачем тогда, спрашивается, вообще нужны эти приставки?
Smart TV
На днях Гейб Ньюэл, основатель Valve, которая создала Half-Life, Counter Strike и магазин Steam, выступал на одном событии, которое устроило интернет-издание Polygon. Он говорил о Steam Box — консоли на основе Linux, на которой будут идти игры из Steam. В частности, он говорил о том, кого он боится как конкурента.
«Мне кажется, больше всего нам нужно бояться не консолей следующего поколения, — сказал Ньюэл. — Самая серьёзная угроза для нас — это то, что Apple собирается всерьёз заняться большими экранами (телевизорами), прежде чем индустрия ПК поймёт, что к чему». Нетрудно догадаться, что он боится телевизора Apple, который пока не объявлен (или обновлённой телеприставки Apple TV, которая сейчас используется только для трансляции контента, купленного в iTunes Store).
Его вполне можно понять. Видя то, что творится на мобильных платформах с — будем откровенны и честны хотя бы сами с собой — подачи Apple, сложно не испугаться. С уже огромным портфолио всевозможных игр для смартфонов и планшетов сделать возможным с лёгкостью портировать их для больших экранов не составит труда. Поскольку Steam Box полагается, прежде всего, на независимых разработчиков, Apple TV вполне может задавить этот благородный порыв, который мог бы подарить линуксодам возможность играть в качественные игры на Linux.
И с Apple ведь всё начнётся, но далеко не закончится. Многие Smart TV сейчас оснащают процессорами ARM, мощности которых вполне достаточно, чтобы запускать современные мобильные игры. Строго говоря, их производители пытаются затащить разработчиков игр на свои платформы, но пока им нет резона делать это (пара-тройка узнаваемых игр на Smart TV разных производителей — это не в счёт). Если Apple сделает с телевидением то же, что и со смартфонами, альтернативные телевизионные ОС тоже ждёт всплеск интереса разработчиков.
Ну, со SteamBox всё понятно, скажете вы, а при чём тут остальные приставки нового поколения? Всё просто: зачем покупать ещё одну приставку, когда сам телевизор уже является приставкой? К тому же для того, чтобы привлечь на свою платформу разработчиков «больших» игр, достаточно просто предложить им отдельный игровой магазин, в котором их игры будут всегда на первых местах. Конечно, цены придётся снизить, но не до доллара. И овцы относительно целы, и волки не то чтобы голодны.
PC
Только что мы говорили, что для ПК мало кто хочет разрабатывать игры, и вот опять он? Да. Разрабатывают неохотно, но играть-то хотят! Причём очень сильно. И виной всему уже упомянутый Steam.
Steam — это не просто магазин игрушек для ПК. Он сделал с играми для PC как платформы (Windows, Mac OS, теперь Linux) то, что Apple сделала с приложениями для мобильных устройств. В Steam люди охотно покупают игры. Всё дело в цене: конечно, ты можешь держать цену и всё равно надеяться на хорошие продажи, но выгоднее всего принимать участие в распродажах.
Распродажи — это конёк Steam. Во время распродажи пользователь может запросто получить ту игру, которая стоила ещё недавно 60 долларов, за 10 долларов. При этом игры, принимающие участие в таких акциях, всегда рекламируются на главной странице и даже (несколько назойливо) с помощью всплывающих окон.
Именно поэтому игроделы настолько подозрительно и недоверчиво относятся к онлайну. Ведь когда ты идёшь покупать коробку в нормальный магазин, ты редко ждёшь специальной распродажи и редко спрашиваешь, когда игру за 60 долларов можно будет получить бесплатно. Увы, розничная офлайновая торговля играми быстро идёт на спад, и ничего тут не поделаешь.
Новая надежда
Но крупные издатели, в частности EA, пока не спешат списывать приставки нового поколения со счетов. По словам представителей Electronic Arts, вся статистика говорит о том, что спад продаж игр для приставок нынешнего поколения обусловлен только тем, что они уже слишком устарели.
Тут они, вероятно, немного лукавят, но простим им это. Главное, что можно вынести из статистики, которую представили в EA, — это очень хорошие продажи хитов. Если вы обрадовались и думаете, что теперь-то не будет выпускаться всякая проходная лажа (как же, нерентабельно ведь!), то ошибаетесь. Знаете, какие игровые серии лучше всего продаются? FIFA Soccer и Madden NFL (и Battlefield — куда же без него).
Так что даже за оптимизмом издателей кроется вполне ясное послание геймерам: мы будем выпускать ещё меньше рискованных проектов и сосредоточимся на том, что нам приносит больше денег. А деньги приносит футбол. Ну и, конечно, растущий рынок мобильных игр. В таком свете, может быть, наоборот, не нужны эти плейстейшны и иксбоксы, может, со SteamBox и Apple TV будет даже поинтереснее?