По интернету давно гуляет ссылка на сканы старой брошюры, напечатанной в компании Nintendo с целью посвятить детей в тайны создания их любимых игр: Mario, Donkey Kong, Legend of Zelda и т.д. Впрочем, книга скорее не об играх, а об их создателях. Детально рассматриваются кабинеты Сигеру Миямото, Такаси Тезуки и Кондзи Кондо (непростительно пропущенного в недавнем списке игровых композиторов), приводятся некоторые факты из их биографии, и всё это перемежается фотографиями с заводов Nintendo. Издана она в 1989 году, так что с тех пор, наверное, кое-что изменилось, но взглянуть на неё тем не менее занятно. Вот перевод некоторых фактов, изложенных в ней.

Сигеру Миямото

– Сигеру Миямото всю жизнь работал в Nintendo над дизайном и продюсированием игр.

– В детстве он любил рисовать. Он говорит, что мечтал сделать куклу, как в популярном кукольном шоу.

– Миямото окружает себя разными занятными вещами, способствующими творчеству. Не мечтай он, у него бы не вышло придумывать приятных персонажей и истории.

– На столе у Миямото много интересного: радиоуправляемая машинка, книжки с комиксами, кукла принцессы Пич, купленная в США, и так далее. В кресле у Миямото – подушка с изображением Super Mario, а ещё у него галстук с Микки-Маусом.

– Чтобы выдумать новые идеи, все сотрудники посещают кинотеатры, художественные галереи, музыкальные и танцевальные мероприятия, читают книги.

– Работая над Super Mario, Миямото беспокоился о том, как сработают уровни с сушей, морем и небом. Даже процесс входа в трубы тщательно продумывался. Наибольшие опасения у него вызывала скука. Не важно как, но игрока нужно держать заинтересованным всё время.

– У Миямото есть сумка, которую он всегда носит с собой во время прогулок. Он её использует так давно, что она совершенно выцвела. Но внутри – множество мелких вещей, которые, по его словам, помогают выдумывать разные забавные идеи. Что именно внутри сумки, никто не знает.

Такаси Тезука

– Такаси Тезука (известный также как Тэн-Тэн) – режиссёр и дизайнер, работающий с Миямото. Над их столами видны: вентилятор, книжки мангой и миниатюрные колонки. Сами столы стоят друг напротив друга.

– Тезука режиссировал игры Mario, сейчас (речь о 89 годе) ему 27 лет. Работу ему предложил Миямото. До работы в Nintendo Тезука не знал ничего о компьютерных играх.

– У Тезуки дизайнерское образование. В детстве ему нравились арифметика и рисование, но языки ему не давались. Вообще многие в команде разработчиков Mario говорят, что с языками у них плохо.

– Тезука часто смотрит фильмы, слушает музыку, ходит в галереи в поисках идей. Он часто смотрит музыкальные шоу по телевизору и читает много комиксов. Многое из этого выглядит как развлечение, но для него это серьёзная работа. После этого он проводит мозговые штурмы со своей командой. Хоть это и называется совещаниями, большинство времени проходит за болтовнёй, напрямую не связанной с основной темой. Зачастую из этой болтовни и рождаются свежие идеи. К примеру, название Koopa родилось, когда Тезука был голоден (это название корейского блюда); а гриб, который он нарисовал, больше похож на каштан, так что его назвали Kuribo (на Западе – Goomba). Даже образ Марио с его усами был позаимствован у американского соседа по квартире одного из сотрудников Nintendo.

Примечание: Известна другая притча об усах Марио. Миямото рассказывал, что хотел сделать Марио рот, но на прилично выглядящий рот пикселей не хватало, а усы смотрелись хорошо. И водопроводчиком Марио тоже заделался не случайно: разноцветный комбинезон позволял видеть руки, состоящие из нескольких пикселей, на фоне тела. Впрочем, всё это не противоречит рассказанному в книжке.

Автор перевода с английского отмечает: не часто увидишь сложившегося композитора в форменной рубахе, которую носят инженеры

Кодзи Кондо

– Кодзи Кондо – композитор, работавший над музыкой к Mario, Zelda и другим играм Nintendo. Музыкой он начал заниматься, ещё когда ходил в детский сад, и играл на синтезаторе. Музыку к играм он пишет не в тот момент, когда графика и сюжет готовы, а вместо этого ходит на те же совещания, что и остальные члены команды. На этих совещаниях он думает над тем, как и что будет звучать в игре. Но как только Кондо начинает работать над композицией и аранжировкой, он уже ни с кем не советуется.

Надо отметить, что все трое до сих пор трудятся в Nintendo, и даже занятия не слишком изменились (только Миямото стал больше продюсером и менеджером, чем дизайнером, на что недавно жаловался журналистам). А вот те самые фотографии заводов.

На странице с английским переводом книжки есть детальный разбор мелочей. Фанатам Nintendo стоит заглянуть.