Как однажды пошутил американский фантаст Уильям Гибсон, будущее уже наступило, просто оно неравномерно распределено по настоящему. Целая череда постапокалиптиков убеждает нас в том, что мир будущего населён зомби. И судя по тому, что в последнее время происходит в мире линуксового софта для производства видео и графики, старик Гибсон был тысячу раз прав.
Происходит же вот что: в разных точках земного шара безумные программисты втыкают электроды в безжизненные тела своих давно умерших детищ, а верные им слуги под звуки мрачной готической музыки дёргают рубильники. Буквально за последний месяц официально к жизни (или её подобию) были возвращены: Alchemy, Cinepaint, Jahshaka, MainActor. Начнём с конца.
MainActor был умеренно популярным коммерческим видеоредактором с функцией захвата видеопотока, каковой из стабильного свободного ПО для Linux мог похвастать только Kino. Всё было хорошо, пока в мае 2007 года разрабатывающая его компания MainConcept не отказалась от проекта, формально —
из желания сконцентрироваться на продуктах для кодирования видео. В ноябре того же года MainConcept была официально приобретена DivX, что больше похоже на истинную причину отказа от проекта, ведь такие сделки за неделю за заключаются. Дальше MainConcept, что называется, пошла по рукам и уже в этом году стала подразделением Rovi.
Основатель MainConcept всего этого дожидаться не стал и ещё в 2008 году создал новую компанию, а заодно забрал права на MainActor. Спустя три года компания занимается модернизацией видеоредактора и добавляет в него функции композитинга из MainVision — другого заброшенного продукта, созданного совместно с Axogon. Официальный релиз первой версии этого зомби запланирован на уже почти наступивший 2012 год.
Jahshaka также является нелинейным видеоредактором, но заведомо имеющим функцию композитинга. Проект был типичным стартапом начала нулевых с той разницей, что у него открытый исходный код. В середине нулевых у разработчиков что-то не заладилось с инвесторами, и проект, испустив протяжный стон, издох. Первая попытка его воскрешения под именем CineFX была предпринята вскоре после того, но силы тока, очевидно, не хватило, а может быть, грозовой фронт прошёл стороной.
Новый заход на возобновление проекта был взят совсем недавно. Разработчики, взявшие первое название проекта, Jahshaka, не рассказывают, откуда у них деньги (а мы вежливо не спрашиваем), но ищут разработчиков и тестировщиков, а релиз версии 3.0 запланирован уже на январь 2012 года.
Cinepaint — один из самых неоднозначных проектов прошлого десятилетия. На закате 90-х в компании Rhythm & Hues решили, что им нужен мощный редактор для покадровой обработки видеоряда. До выпуска Photoshop CS4 с полноценным рисованием в HDR оставалось ещё лет десять, поэтому компания недолго думая выделила трёх программистов, которые взяли GIMP и при помощи стройной системы из костылей и подпорок добавили в него поддержку работы в режиме 32bit float, не забыв о поддержке формата Cineon.
Получившийся продукт с кодовым названием FilmGIMP честно отработал в производстве первых частей «Властелина колец» и «Гарри Поттера», а также для пририсовывания летящих стрел в «Последнем самурае». Авторы FilmGIMP честно попытались исправить архитектурные недочёты продукта, начав новый движок GEGL, использующий ацикличные графы. Однако через некоторое время в R&H решили, что им и так хорошо, и сначала сняли программистов с разработки GEGL, а затем свернули и разработку FilmGIMP.
Через пару лет проект оказался в руках Робина Роу, успевшего немного поработать в подразделении Research & Development студии DreamWorks Animation. За последующие несколько лет Робин переименовал проект в Cinepaint, умудрился собрать новую команду разработчиков, добиться кое-каких результатов, затем всех деморализовать и привести проект к бесславному финишу. Спустя ещё несколько лет, буквально месяц назад, Робин наконец выпустил Cinepaint 1.0 (совсем без новшеств) и теперь пытается набрать новую команду разработчиков. Пока безуспешно.
http://youtu.be/0PQkK6ZfQ4s
Alchemy — пожалуй, единственный проект, возобновление работы над которым автор этой заметки целиком и полностью одобряет. Это во многом уникальный графический редактор для создания эскизов и экспериментов с формами.
Программа уникальна тем, что может динамически модулировать создаваемый рисунок дополнительными событиями, которыми может быть что угодно — от силы нажима пером стилуса до громкости крика в микрофон. Разработчики уже давно выслушали всё, что о них думают, поэтому спокойно реализуют самые необычные дополнения. К числу последних относится рисование на основе системы частиц из программы Boids, которая изначально была создана для имитации поведения стаи птиц.
Новых версий у программы не было уже пару лет, но в проекте недавно появился новый лидер, который медленно, но верно ведёт дело к релизу, каковой запланирован на будущий год.
На фоне довольно уверенного и многолетнего развития Blender, MyPaint, GIMP, Kdenlive и прочих проектов эти камбэки выглядят немного гротескно. Но мир велик, и в нём всегда найдётся место любым курьёзам.