Про шаттлы в последнее время мы писали много – оно и неудивительно. Тридцать лет американцы летали в космос на “челноках”, бело-чёрная окраска и тупой нос этих аппаратов узнавался в любом уголке мира. Но сейчас речь пойдёт не о самих шаттлах, а об их предшественниках, и не только. Зачем его вообще создавали? Ну уж точно не для того, чтобы летать вокруг Земли в познавательных целях.

Конечно же, прежде всего шаттл – это, что называется, доказательство возможности воплощения в жизнь идеи. Идея (реальная, а не официальная), конечно же, заключалась в том, что с такой штуковины можно запросто что-нибудь запустить, но уже к земле. Это, конечно, если захочется, но вдруг захочется?

В общем, оружие сдерживания. Чтобы оно работало, нужно, чтобы у другой стороны (в данном случае – у Советского Союза) было бы что-то, что можно противопоставить. Противопоставили “Буран”, но потом не до этого стало. Некого стало сдерживать и с помощью бело-чёрной тупоносой машины США, так что в последние лет семнадцать летали челноки к МКС постольку поскольку – есть, так не бросать же?

Фон Браун, кстати, был бы, наверно, и не против заниматься исключительно мирным космосом, но кому бы тогда он был нужен? Кстати, с фашистской Германии, в которой фон Браун начал свою карьеру, пожалуй, и начнём. В основном речь в этом посте пойдёт о двух интересных проектах летательных аппаратов, один из которых послужил источником вдохновения для другого.

Началось всё с проектов, самым известным из которых был проект “Зильберфогель“. Что это такое? Летательный аппарат этого типа должен был взлетать с трамплина длиной 3 км, покоясь на специальной платформе, которая бы ехала по рельсам. В воздухе он бы задействовал свои ракетные двигатели, вышел на высоту 145 км и летел бы со скоростью 22 100 км/ч.

Интересно, что со временем он должен был войти в стратосферу, но за счёт своей формы “Зильберфогель” должен был “оттолкнуться” от неё и вновь “отскочить” на заданную. Смысл в этом космическом корабле был исключительно практический и правильный: доставить бомбу весом в 4 тонны через Атлантику в континентальную часть США с какой-нибудь японской базы. Проект был завёрнут в 1941 году (из-за стоимости и сложности), но его переработанную версию приняли в 1944 году, но было уже поздно.

Учёные Ойген Зенгер и Ирен Бредт потом, кстати, работали во Франции над всевозможными проектами, связанными с космосом. Что примечательно – так это история неудавшейся попытки похищения Зенгера, которая вкратце звучит как сюжет какого-нибудь комикса. Иосиф Сталин, услышав доклад о “Зильберфогеле”, послал во Францию своего сына Василия и учёного Григори Токати (именно Григори, это не опечатка).

Но вернёмся к нашей истории. По следам немецких учёных пошло NASA. Уже в 1958 году агентство мечтало о космолёте – конечно же, в основном для уже описанных целей. В задачи аппарата входили разведка, бомбардировка, саботаж вражеских спутников, а также, по совместительству, спасательные операции в космосе и обслуживание космических аппаратов. На проект было выделено примерно 4,73 миллиарда современных долларов (если учитывать инфляцию). Он назывался эпично: Boeing X-20 Dyna-Soar – разумеется, иначе как “динозавр” это никто не произносил.

Как и “шаттлы”, Dyna-Soar должен был совершать посадку, планируя на специальную посадочную полосу, и выводиться на орбиту при помощи ракеты. Забавно, что, как и “Зильберфогель”, этот космический аппарат также должен был “прыгать” обратно в космос за счёт атмосферы. Лишь после нескольких таких “скачков” он бы приземлялся. “Динозавр” должен был быть относительно небольшим одноместным кораблём, предназначенным в основном для военных заданий.

В отличие от “Зильберфогеля”, Dyna-Soar не застыл на стадии разработки, а породил вполне себе физическое воплощение идеи, которое, впрочем, так никуда и не полетело. К сожалению (а может, и к счастью), в 1963 году проект прикрыли, так как к тому времени польза от него виделась туманной, а затраты – слишком большими. Это было достаточно неожиданно – ведь ещё осенью 1962 года были официально названы имена будущих пилотов “Динозавра”. Среди них, кстати, был и Нил Армстронг.

Так что все эти полёты на МКС – ни к селу, ни к городу государству. Впрочем, недавно, похоже, космос гражданский и военный просто разделили. Для гражданского оставили мечту о Марсе и астероидах (через 25 лет, как всегда, и на этот раз даже непонятно, на чём), а военные просто не особо афишируют свою деятельность.

Подтверждение этому налицо. Посмотрите: на фотографии – беспилотный шаттл X-37B, который был запущен американскими Военно-воздушными силами в прошлом году. Зачем запускали и что он делал на орбите – никто не знает, но догадаться, в принципе, можно. Судя по маркировке (серия X) и компании-изготовителю (Boeing), проект этот ведёт свою родословную от успешно почившего в бозе Dyna-Soar X-20.