Вот уже неделю классика электронной коммерции Yahoo! бьёт настоящая лихорадка. Акции компании потеряли за это время больше 15% своей стоимости, уменьшив её рыночную капитализацию почти на 4 миллиарда долларов. И очень может быть это только начало: по некоторым прогнозам, в самый короткий срок Yahoo! может «похудеть» вдвое.

А виной всему сюрприз, преподнесённый партнёром из Китая. Здесь компании принадлежит около половины интернет-империи Alibaba Group. Впрочем, поправлюсь — принадлежало. Как выяснилось на днях, китайский основатель группы Alibaba нашёл способ собственноручно умыкнуть из под контроля Yahoo! жирный кусок собственности.

Что такое и чем занимается Yahoo!, знает каждый. Но слышали ли вы что-нибудь про «Алибабу»? А ведь это одна из, если не крупнейшая торговая площадка глобальной сети. Фундамент её был заложен в 1999 году, китайским предпринимателем по имени Ма Юнь. Не ждите стандартного рассказа про вундеркинда, проведшего детство за клавиатурой. У Ма (1964 года рождения, кстати), как и его империи, своя, уникальная судьба.

Его первым серьёзным увлечением был английский язык: Ма заинтересовался им в 12 лет и с тех пор каждый день, в течение восьми лет, и в дождь и в снег, по сорок минут добирался на велосипеде до ближайшего отеля, чтобы пообщаться с иностранными туристами. Знание языка помогло ему позднее получить высшее образование — с третьего раза он попал в худший университет своего города, где выучился на преподавателя английского.

В 1995, оказавшись в США в составе торговой делегации (переводчик), Ма впервые увидел Интернет и с тех пор мечта о собственном интернет-бизнесе уже не покидала его. Четыре года спустя, харизматичный и убедительный, он сумел собрать группу инвесторов, которые вложили в общей сложности 60 тысяч долларов в его проект B2B-площадки Alibaba.com.

Первоначально Alibaba.com должна была стать окном в Китай, облегчив западным предпринимателям контакты с местными производителями и импортёрами. Сегодня у неё более 60 миллионов пользователей по всему миру, а IPO 2007 года в Гонконге принесло 1.7 млрд. долл., чуть-чуть не дотянув до Google. На её фундаменте выстроены и два параллельных, удачно вписавшихся в общую механику проекта: платёжная система Alipay (китайский аналог PayPal) и интернет-аукцион Taobao (аналог eBay).

Вместе три компании формируют основу холдинга Alibaba Group, генеральным директором которого и является 47-летний Ма Юнь. Правда, сегодня он больше известен под приятным западному уху псевдонимом Джек Ма, но как и раньше, успешно строит отношения с инвесторами и партнёрами.

Крупнейшим успехом в период до выхода на биржу головной компании, стала сделка с Yahoo! В 2005 году последняя передала своё китайское подразделение под контроль Alibaba Group и добавила миллиард долларов сверху, получив взамен долю в холдинге, которая оценивается сегодня в 43%.

Реклама на Компьютерре

Впрочем, сделка оказалась настолько же ценной и для американцев, ведь они заполучили лучшее место на самом большом и быстрорастущем национальном интернет-рынке. Неудивительно, что впоследствии, на многократные предложения Ма выкупить долю, Yahoo! отвечала неизменным отказом.

Теперь о настойчивости основателя «Алибабы» вспоминают с подозрением. А случилось вот что. В конце августа прошлого года Alibaba Group передала сто процентов акций своей платёжной системы Alipay в структуру, принадлежащую лично Джеку Ма и не имеющую отношения к Alibaba Group. Таким образом Alipay фактически выведена из состава холдинга. Изюминка в том, что в Yahoo! узнали об этом лишь полгода спустя, в конце марта. Никто не предупредил её, не обсудил условия сделки, не спросил согласия.

Потратив месяц на переговоры, 10 мая Yahoo! была вынуждена поделиться известием с публикой, сделав это максимально осторожно, намёком в своём ежеквартальном отчёте. О реакции рынка вы уже знаете: бумаги немедленно рухнули. Ничего удивительного, ведь, по независимым оценкам, азиатские владения компании — в основном, в Японии и Китае — обеспечивают половину её рыночной капитализации. А кто-то утверждает, что доля в Alibaba Group — единственное, что ещё удерживает акции Yahoo! на плаву.

Но как вообще такое могло произойти? Официальная позиция холдинга: невнимательность или недопонимание западного партнёра. Перевод Alipay из Alibaba Group (с иностранным капиталом) в компанию, принадлежащую только китайскому гражданину обсуждался на совете директоров ещё в 2009. Сделать это требовалось как можно быстрее, поскольку в Китае ожидалось введение новых правил, регулирующих работу платёжных сервисов, не принадлежащих финансовым учреждениям и, в частности, запрещающих деятельность таких предприятий, если их совладельцами являются иностранцы. Пропустить обсуждение Yahoo! никак не могла: одно из кресел в совете занимает её человек (а именно Джерри Янг, сооснователь Y.).

Источники внутри Yahoo! называют обсуждение в совете директоров предварительным, за которым обязательно должно было последовать подробное рассмотрение вопроса. Впрочем, Yahoo! пострадала не одна. 30% Alibaba Group принадлежат японскому телекоммуникационному гиганту Softbank Corp., вместе с которым американцы сейчас пытаются добиться от китайского партнёра хотя бы адекватной компенсации.

Alipay была частной компанией, так что судить о её стоимости трудно. Однако если учесть, что через неё проходят две трети всех интернет-платежей в Китае, 46 миллионов долларов, за которые её якобы уступили Джеку Ма, покажутся смешной суммой. Западные аналитики расходятся в оценках, но среднее арифметическое лежит в области десятизначных чисел.

Хуже всего то, что публичный обмен мнениями оказался совсем не похож на конструктивный диалог и сейчас ситуация явно сваливается к панике. Alibaba Group отстаивает свою версию, Yahoo! свою, а инвесторы пятой точкой чувствуют, что это только начало. Если случившееся с Alipay действительно произошло без ведома американцев, следующим шагом может стать аналогичное «освобождение» аукциона Taobao, второго бриллианта в короне Alibaba Group. Вслед за чем стоит ждать сваливания акций Yahoo! в штопор.

Ослабить напряжённость могли бы лично Джек Ма и Джерри Янг, но, очевидно, под давлением своих юристов, они хранят молчание (Ма ограничился кратким заявлением, суть которого — сделка полностью легальна и прозрачна). Yahoo! всё ещё надеется уладить вопрос в частном порядке, но мало кто сомневается, что справедливость придётся восстанавливать через суд.

Разрастающийся скандал обещает самым плачевным образом сказаться и на без того слабой инвестиционной привлекательности Китая. Подозреваемые то в рабских условиях труда (см. «О рабах Apple и искусстве поддержания образа»), то в шпионаже в пользу компартии (см. «Красная жара-2 или В чём провинилась Huawei Technologies?»), китайские компании известны непрозрачностью и непредсказуемостью. Случившееся с Alibaba только подливает масла в огонь. Трудно не согласиться со скептиками, ехидно вопрошающими: если даже Yahoo! не знает, чем она владеет, владея китайской собственностью, что может знать рядовой инвестор?