По случайности или же по закономерности, “Формула-1” оказалась идеальной моделью того, как развивается мир в эпоху интенсивного использования “больших данных” в промышленности. Приходится непрерывно собирать информацию, проводить измерения, принимать решения на основе их обработки и немедленно реагировать действием.

Особенностью “Формулы-1” всегда было постоянное, и, самое главное, оперативное внедрение инноваций на самых разных уровнях. Если от разработки чертежей до показа обычного автомобиля может пройти до семи лет, то болид “Формулы-1” может пройти подобный путь всего за пять месяцев. И перед каждой гонкой к этому автомобилю, вполне вероятно, будут добавляться новые компоненты.

Turkish Formula One Grand Prix: Race

Других отраслей, работающих в том же бешеном темпе, насчитывается не много. Мало кто способен выпускать на рынок новые продукты или компоненты с похожей скоростью. Но это означает, что стратегий и технологий, предназначенных для “Формулы”, с избытком хватит для других компаний, темп развития которых медленнее.

В последние годы соображения безопасности и высокие финансовые риски вынудили “Формулу” сместить акцент с обновления оборудования на другие методы. Автоматика, установленная в гоночных автомобилях, реагирует на изменяющуюся ситуацию в реальном времени. Команды меняют настройки и тактику “на лету” для получения наивысшей эффективности. Выигрыш может составлять буквально считанные миллисекунды, но в таком деле и миллисекунды важны.

Чтобы получить возможность такого оперативного реагирования на любую ситуацию во время гонок, автомобили оснащают десятками разнообразных датчиков. Сигналы с них в реальном времени поступают по высокоскоростным каналам на пит-стоп или прямо в штаб-квартиры команды. После того как инженеры проанализируют эти данные, они перенаправляют инструкцию по результатам этого анализа обратно водителю. Это происходит в течение нескольких минут, а чаще – даже секунд.

К примеру, на прошлогоднем Гран-при Бразилии команда Infiniti Red Bull передавала через канал AT&T информацию о состоянии поврежденного автомобиля Себастьяна Феттеля, которая была получена инженерами трека перед первым же пит-стопом. Они внесли необходимые изменения, предотвратив дальнейшие повреждения, что позволило Себастьяну сохранить свой чемпионский титул.

102713_RacingData

Моментальный анализ данных, который предлагает “Формула-1”, дает преимущество не только в гонках, но и других отраслях, где используются большие данные. Ведь это чрезвычайно заманчивая перспектива – получать информацию на лету, выделять ключевые моменты и преобразовывать данные в дальнейшую стратегию действий.

Компания McLaren, которой принадлежат эти технологические разработки, в первую очередь специализируется на гоночных автомобилях. У McLaren собственные методы захвата данных – выстраивания сети антенн, датчиков, систем видеонаблюдения и др. Однако они могут пригодиться и другим предприятиям и организациям.

“Автогоночный” опыт оказался как нельзя кстати, когда Bay Area Rapid Transit – системе скоростных электропоездов в районе Сан-Франциско – потребовалось обеспечить наблюдение за вагонами, а также предоставить пассажирам Wi-Fi. В настоящее время McLaren работает над аналогичными европейскими проектами.

Технология, которая позволяет методами предиктивного анализа выяснить, когда лучше связаться с гоночным автомобилем во время пит-стопа, помогает диспетчерам в британских аэропортах вычислять, какой самолет и когда должен приземлиться на взлетно-посадочную полосу.

McLaren работает и с нефтегазовой компанией, чтобы предоставлять оптимальные пути бурения на больших глубинах. Там тоже используется стратегия, пришедшая напрямую из гонок: получить информацию о состоянии (неважно – автомобиля или бурильной установки), сопоставить с историей предыдущих измерений и прежними результатами, вывести из этих данных новый курс действий.

Организация работы механиков “Формулы-1”, ежедневно многократно заменяющих колеса и шины, привлекает внимание многих производств. Так, например, с помощью совершенно аналогичного захвата сеансов замены и последующего их исследования GlaxoSmithKline Plc оптимизирует производство… зубной пасты. Благодаря этому наладки нового оборудования на производстве сократились с 39 минут до 15.

Таким образом, инновации, связанные с “большими данными” в “Формуле-1” вызывают живой отклик в различных сферах, никак, на первый взгляд, не связанных с гонками. И это логично, поскольку для “больших данных”, где приходится иметь дело с неоднородной и несистематизированной информацией, зачастую куда важнее методы обработки и анализа, чем специализированные решения.