Не так уж часто в европейской прессе проскакивает информация о российском рынке дата-центров. Для большинства компаний в Европе мы все ещё являемся заснеженной Нигерией. (Спасибо Сергею Михайловичу Брину, сказавшему как-то: «Russia is Nigeria with snow».) Где, конечно, что-то происходит, но никто толком не знает, что именно. Есть, правда, и такие компании, которые с удовольствием инвестируют в российский рынок, строят здесь собственные ЦОДы и развивают нашу инфраструктуру; они-то и опередят своих соплеменников, когда исследователи в очередной раз подсчитают зарубежную долю российского рынка.

growth1

А исследователи, надо сказать, вовсе не дремлют. Совсем недавно польская консалтинговая компания PMR выпустила исследование российского ИТ-рынка, уделив большое внимание именно сегменту дата-центров. И в целом у PMR для нас хорошие новости. Пока мы активно пеняем на кризис, рынок ЦОДов продолжает расти, лишь немного сбавив темпы. В этом году он увеличится на 15,6%, достигнув 9,1 миллиарда рублей. В 2012-м он, конечно, рос быстрее, прибавив 20,9% (до 7,8 миллиарда рублей). Конечно, для такого крупного и не очень мобильного сегмента падение темпов роста на 5,3% — это довольно значительно. Однако сохранение темпов в кризис — это фактически зелёный свет не только для строителей коммерческих ЦОДов, но и для компаний-заказчиков. Это означает, что рынок довольно плотный и конкуренция на нём будет высокой. Ключевым драйвером роста PMR считает бурное развитие корпоративных ИТ-систем и увеличение объёма производимых и потребляемых бизнесом данных.

С точки зрения регионального распределения российский рынок ещё не достиг стадии децентрализации. Из 80 операторов дата-центров 65% сконцентрировали свои площади в Москве и Подмосковье. Это объясняется тем, что наиболее крупный бизнес сосредоточен именно в столичном регионе – а следовательно, и обслуживающая инфраструктура находится в непосредственной близости от потребителя. Кроме того, в Москве и Подмосковье сосредоточены основные в России сетевые хабы, сети магистральных провайдеров страны. Их многообразие обеспечивает надёжность, столь необходимую операторам дата-центров. Разумеется, ещё одним сосредоточением ЦОДов является Северо-Западный регион – точнее, Санкт-Петербург и Ленинградская область. По данным PMR, в Питере находится 44 коммерческих дата-центра, занимающих не менее 13 тысяч квадратных метров. При этом Москва удерживает большую часть рынка: 75% доходов операторов коммерческих дата-центров сосредоточено именно в столице. Остальные 35% распределены между Санкт-Петербургом и регионами.

Однако крупные ЦОДы возводятся не только в Центре. Например, совсем недавно мы писали о том, что в Мордовии построен первый в России дата-центр, отвечающий требованиям сертификата TIER IV от Uptime Institute. Уровень надёжности российских ЦОДов вообще растёт в последнее время: кроме вышеупомянутого дата-центра, построенного в АУ «Технопарк-Мордовия», в стране есть ещё 6 ЦОДов, прошедших сертификацию уровня TIER III.

Дата-центр NORD на Коровинском шоссе. Источник: DataLine
Дата-центр NORD на Коровинском шоссе. Источник: DataLine

Дата-центров, сертифицированных Uptime Institute по уровню Tier III, в России сегодня насчитывается только шесть. Часть из них построена компанией «КРОК», другие — компанией DataSpace. Есть небезосновательное мнение, что именно за счёт ЦОДов такого уровня и будет расти российская ИТ-инфраструктура в ближайшие годы. Всё больше заказчиков предъявляют повышенные требования к отказоустойчивости, и, что самое важное, бизнес готов платить за надёжный ЦОД.

Не далее как 18 ноября «Технопарк-Мордовия» объявил о получении первого в России сертификата уровня Tier IV для ЦОДа. Дата-центр высшего уровня доступности стоил немалых вложений средств, но заказчики, которым нужен столь высокий уровень, не склонны поступаться надёжностью ради низкой цены. Примечательно, что был сертифицирован именно региональный ЦОД.

Впрочем, судя по набору услуг, наиболее популярных среди российских заказчиков, наш рынок ещё далеко не достиг той зрелости, которой обладает рынок Европы, а особенно США. Если там наиболее популярные услуги, связанные с ЦОДами, — IaaS и PaaS, то у нас это все ещё колокация и выделенные серверы. Размещение собственных серверов в стойках коммерческого ЦОДа сегодня наиболее актуально для нашего заказчика. Как сообщает PMR, в прошлом году эта услуга достигла доли 50% в структуре доходов операторов дата-центров. Основным потребителем стали банки и прочие финансовые организации: они обычно берут в аренду 10–20 стоек, для того чтобы зарезервировать критически важные для бизнеса данные. Ещё одним активным заказчиком является офлайн-ритейл: всевозможные торговые компании, магазины, розничные сети активно арендуют стойки в ЦОДах, так как лишь немногие из них могут позволить себе строительство собственного дата-центра. Ещё одной значимой категорией заказчиков оказались представители индустрии электронной коммерции, причём если в Штатах интернет-магазины уже давно перешли на облачную инфраструктуру, то отечественные коммерческие структуры не доверяют облакам и предпочитают более надёжный колокейшен.

Вторая по популярности услуга, предоставляемая операторами коммерческих ЦОДов, — это виртуальные выделенные серверы, VDS. Чаще всего на таких серверах располагаются сайты, базы данных, различные приложения. Представители интернет-бизнеса, а также крупные веб-студии обычно арендуют VDS для установки ПО для виртуализации. Здесь опять же виден определённый разрыв между Россией и территориями к западу от неё. Очевидно, что Amazon со товарищи научились предоставлять безопасные облака либо вложили ещё больше денег в маркетинг и каким-то удивительным образом убедили веб-студии и остальные интернет-компании перейти на облака. Если сравнивать ситуацию на рынке с языками программирования, то в отечественном пространстве мы пока имеем дело с более низкоуровневыми языками. Впрочем, развивая эту аналогию, нетрудно прийти к тому, что и ассемблер обладает своими преимуществами.

growth2

Так или иначе, подобная структура спроса вынудила операторов реагировать соответствующе. Одна из ярких тенденций отечественного рынка ЦОДов — это снижение цен на услуги колокации. Вследствие этого компании вынуждены конкурировать довольно жёсткими методами, включая демпинг: PMR отметила, что малые и средние операторы дата-центров предоставляют скидку на собственные сервисы тем компаниям, которые пользуются услугами конкурентов. Кроме того, из-за снижения стоимости на наиболее популярную среди заказчиков услугу операторы коммерческих ЦОДов стали инвестировать в другие области — облачные сервисы, VDS, услуги управления. Российские операторы дата-центров также активно интересуются технологиями отказоустойчивости в ЦОДах и послеаварийного восстановления данных. Растёт интерес также к типовым, комплексным решениям и модульным дата-центрам, набирающим популярность на Западе.

Как прогнозирует PMR, в ближайшие годы российский рынок дата-центров едва ли сбавит темпы роста. Напротив, велика вероятность, что он станет расти быстрее 15,6% в год, если принимать во внимание увеличивающийся спрос на услуги ЦОДов.