Прошло уже более 80 лет с момента выхода романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», однако лозунг «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения» так и не стал для россиян реальностью. Причины для этого, конечно, несколько переменились с советских времён: теперь машина оказалась показателем статуса и того, что ты не босяк какой-то, а что-то из себя представляешь. Сомнительный подход, конечно…
Меня больше интересует другой аспект перехода автомобиля в некий новый формат. Какое-то время назад я уже задавался этим вопросом, но чётких ответов на него пока нет: когда же автомобиль превратится из роскоши и средства передвижения (там, где это уже произошло) в гаджет?
Судите сами: сейчас автомобили активно напичкивают всякими инфотейнмент-штучками, и так же, как в последние годы обычный телефон, при помощи которого можно было совершить звонок другу, превращался в компьютер и фотоаппарат, машины сейчас тоже приобретают всё новые и новые функции. В этом плане, кстати говоря, российским автолюбителям есть что сказать Западу: достаточно лишь вспомнить многочисленные истеричные вопросы иностранцев в дни после пролёта метеорита под Челябинском по поводу того, зачем всем этим русским камеры под лобовым стеклом.
Есть, правда, одна проблема: цена. Штуку, которая стоит как минимум 6 тысяч долларов (за самое дешёвое отечественное корыто), язык не поворачивается назвать гаджетом. Есть, конечно, крайности – находятся любители купить себе iPhone за 100 000 рублей прямо в день выхода новой модели. Однако это всё какая-то маргинальная активность, которую трудно рассматривать как общий тренд. С проблемой цены нам могут помочь коллеги из Индии – их Tata Nano успешно продаётся уже несколько лет. Правда объявленная до запуска производства цена в 1 лакх рупий успела немного вырасти, но эти машинки всё равно продаются дешевле, чем упомянутые выше айфоны. Я жду массового распространения подобных автомобилей, но, учитывая отношение к вопросам безопасности в Индии, до тех пор пока не станут массово применяться (и, следовательно, не подешевеют) системы активной безопасности, я бы сам в такое авто не сел.
фото — пользователь Flickr jurvetson — CC BYС другой стороны, современные электронные «железки» гаджетами делают не только разнообразные приложения, множественность и вариабельность функций. Есть ещё одно условие, которое постепенно становится подразумевающимся по умолчанию: доступ в интернет. И здесь пока всё не очень хорошо. Причём не только в России.
Сегодня даже в технически прогрессивных Соединённых Штатах лишь около 10 процентов от общей массы продаваемых автомобилей имеют возможность доступа в интернет. Это, заметьте, вовсе не 10 процентов от общего числа автомобилей в США, а гораздо меньшая доля.
Я, конечно, не говорю о доступе, который осуществляется через ваш мобильный телефон, прилепленный на торпедо. Речь о встроенных в автомобиль системах. Как, к примеру, какое-то время стало происходить с ноутбуками и планшетами – во многие современные модели можно вставить в симку и иметь доступ к Сети практически повсеместно, за исключением, пожалуй, сибирских бескрайних просторов, канадской тундры, лесов Амазонии и ледяных полей вокруг полюсов Земли.
Полагаю, что это можно принять за один из признаков: когда в большей части (допустим, более 50 процентов) новых автомобилей будет гнездо для сим-карты, тогда автомобиль действительно станет гаджетом. По крайней мере, софтверную часть для этих перемен сейчас активно готовят. Ford ещё весной отдал свой интерфейс для связи смартфонов с операционной системой автомобиля AppLink на Open Source – видимо, в числе прочего, в надежде привлечь новых разработчиков в эту отрасль. Да и Apple совсем недавно заявила о том, что планирует вывести iOS 7 на экраны центральных консолей автомобилей двенадцати автопроизводителей уже в следующем году.
фото — пользователь Flickr oval_BURNS — CC BY-SAНо что же происходит с каналами связи? Когда произойдёт чудо? К сожалению, для российских пользователей, простите, автолюбителей, утешающих новостей нет. Представители одних из самых передовых, с точки зрения всякой хитрой начинки и разнообразных примочек, Audi и BMW сообщают, что ничего подобного нам в ближайшее время ждать не приходится. Причём в Audi мне ответили максимально лаконично, не оставив ни грана надежды: «Поставки автомобиля А3 LTE на территорию РФ не планируются».
С BMW, к счастью, диалог вышел чуть более обстоятельный. Василий Мельников (с апреля текущего года он является директором по корпоративным коммуникациям BMW Group Россия) написал:
«Действительно, на рынке США мы будем предлагать точку доступа на основе LTE в автомобиле. На данный момент планов по предложению этого устройства в России нет. Сейчас в России предлагается в качестве дополнительного оборудования точка доступа, которая работает через SIM-карту».
Что ж, хотя бы опция со старой доброй GSM сим-картой есть. Это, конечно, не обеспечивает нормальной связи и ширины каналы для мощной инфотейнмент-системы, но лучше, чем ничего.
Насколько я понимаю, проблемы с LTE — проблемы в большей степени технические. Хоть и связаны частично с тем, что европейцы не видят особых перспектив для продвижения этой технологии в автомобилях, предназначенных для российского рынка. Дело в том, что форматы европейского LTE и российского LTE различаются (то же, кстати, касается и стандарта, принятого в США). Соответственно, если просто поставлять машины с европейским модулем связи в Россию, канал связи работать не будет. А специально что-то затачивать под нас в Audi и BMW пока не готовы.
Для России, видимо, интернет в машинах всё ещё остаётся скорее поводом для первоапрельских шуток, чем для серьёзного разговора и бизнес-планирования. Весной 2009 года подобная новость очень хорошо разошлась с автомобильного раздела KM.ru. Портал сообщил, что уже в ближайшее время Lada Priora в максимальной комплектации будет оснащаться в том числе и модулем для доступа в Сеть: «А для удобства похода по «всемирной паутине» Priora будут оснащать специальным ковриком и мышкой с логотипами Lada. Мало того, покупатели Lada получат возможность пользоваться интернетом первый год владения автомобилем совершенно бесплатно!» И это всего лишь за 480 тысяч рублей!
Но что же происходит в более развитых автомобильных странах? Буквально на днях в США было опубликовано очередное исследование, согласно которому уже к 2020 году 90 процентов автомобилей в США будут давать возможность доступа в интернет. Это одновременно создаёт и невероятный простор для деятельности и создания глобальных перемен в транспортной индустрии, и, с другой стороны, приводит к определённым проблемам.
Представьте себе: все автомобили будут получать рекомендации по характеру движения, и не на внешнюю примочку вроде навигатора в вашем смартфоне, а в бортовой компьютер. Смогут выбирать режим движения с учётом погодных условий и той информации, которую передают соседи по движению. Машины смогут сами сообщать о возможных проблемах в сервисный центр (или на сервер производителя) авто и рекомендовать вам, нет ли уже необходимости пройти мелкий ремонт, который впоследствии сэкономит вам большие деньги.
С другой стороны, с усложнением технологий у производителей и дилеров возникают дополнительные трудности. Уже сейчас поступают сообщения о том, что, скажем, процесс обучения продавцов-консультантов, отвечающих за показ новых моделей Ford, удлинился вдвое из-за того, что им приходится осваивать управление инфотейнмент-системой MyFord. Что же можно сказать об автовладельцах, многие из которых так же не знают всех возможных функций медиасистемы их автомобиля, как я (в отличие от моей жены) не очень представляю пределы возможностей моего телефона с операционкой Android?
Хотя что-то я размечтался. Всё равно нам, россиянам, подобные проблемы в ближайшие годы не светят. Можно расслабиться.