Инфраструктура или суть: какова же роль информационных технологий в современных российских бизнесах?

Есть в наше время довольно распространённое мнение: информационные технологии нынче вовсе и не те, что раньше, когда и трава зеленей была. Что ушли они, горемычные, в разряд инфраструктуры, поселившись где-то рядом с энергетическим хозяйством и канализацией. Вещами нужными, но реальная потребность в которых осознаётся аккурат в тот момент, когда они выходят из строя… То есть бизнес-процесс -отдельно, а ИТ — лишь то, что должно его обеспечивать. Вентиляция и кондиционирование. Отопление. Компьютерные сети. Без всего плохо, но суть не в них…

Но вот возьмём и попробуем посмотреть на самую что ни на есть обыденную жизнь полумиллионника. Зайдём к знакомой даме, руководящей региональной торговой сетью с достаточно разнородным товаром (ну разве что кроме продуктов питания и того, чем их запивают…). Как выглядит её рабочий процесс? Ну, правой рукой с зажатым в ней мышом она сводит график отпусков и отгулов материально ответственных лиц. А голосом – диктует СМСки. О возможностях топового смартфона от корейского производителя распознавать речь «Компьютерра» уже писала. А такие же возможности есть и в планшетах того же производителя. Причём возможности, вполне пригодные для профессионального применения. Да, знаки препинания не появляются. Надо бы расставить их вручную, но дама, хорошо понимая, на каком суржике Олбанского ведут переписку короткими сообщениями её подчинённые (даже те, кто закончил так называемый филфак так называемого университета), этим не забивает себе голову, принося грамматику в жертву скорости деловых коммуникаций. С одной стороны, ничего сложного. График отпусков от века составлялся на обрезке ватмана, с помощью карандаша и ластика… И многоканальное телефонное сообщение вполне могла организовать техника далёкого прошлого – Смольный с телефонистками, Ставка Верховного Главнокомандования… Ничего сложного. Только вот… Затраты! Компьютерные технологии даже в таких мелочах экономят время. Не надо нанимать кадровика, с глубокомысленным видом колдующего над сводным графиком. Не надо держать пару секретарш на телефонах… Экономится персонал. Экономятся их зарплаты, социальные платежи и налоги на эти зарплаты, кубатура арендуемых зданий для размещения их рабочих мест… То есть единственный эффект – финансовый. Но это эффект, к которому сводится всё, всегда и везде. Товар при прочих равных условиях покупается там, где он дешевле. А издержки складываются из таких мелочей, как расходы на функционирование офиса. А соотношение стоимости компьютерной техники и стоимости рабочей силы в России ныне таково, что автоматизировать выгодно практически всё. Но это всё же так, мелочи, накладные расходы и экономия на них…

А вот задаёшь даме – на условиях строгой анонимности – вопрос: как, мол, у неё с торговлей? И слышишь ответ: торговля в целом растёт. И это очень адекватно – агрегат М2, то есть наличные деньги и вклады до востребования и срочные, велик как никогда. Никогда население России не жило так зажиточно, не имело возможности тратить столько денег в торговых сетях… И это подтверждается. А вот структура покупок интереснее. Дело в том, что классическая розница в объёмах падает. А растёт – да так, что обеспечивает прирост в целом, – интернет-торговля. В рамках той же торговый сети. Маленький уголок или окошечко со складом. Экономия на торговых площадях, не слишком дешёвых ни в губернском, ни в уездных городах. Экономия на товарных запасах, пылящихся на этих торговых площадях и омертвляющих в себе оборотный капитал, который в стране нашей ой как недёшев (сравните учётные ставки у нас с таковыми же в США и ЕС…). Экономия на кадрах продавцов, скорбными гомеровскими тенями бродящими по залам и при вопросе эвентуального покупателя выдающего на гора такое, что тот окаменевает, подобно жене Лота… Экономия на перевозках – ведь, прежде чем товар, замирающий на полках, там появится, его надо привезти, что, учитывая цены на бензин, кусается.

То есть двигателем торговли является интернет-торговля. Снижение издержек перемещения товара между производителем и потребителем. Процесс покупки в целом является процессом в среде информационных технологий. Место витрин и выкладок товара занимает сайт торговой сети. Место пояснений, выданных малокомпетентными продавцами, – описания товаров, составленные «техническими писателями» фирм-производителей. Цены при интернет-покупке выше, чем при покупке в чистом интернет-бизнесе вроде e-Bay, но ниже, чем в «классической» рознице той же сети. А товар приходит быстрее, за один-два дня, сервис лучше, чем при стоянии в многокилометровых очередях на почте, да и больше удобства при возникновении ситуаций, покрываемых гарантией… Но вот посмотрим на суть бизнеса – она стала практически информационной. Значение уже имеет не столько наличие большого торгового зала и расположение оного в «проходимом» месте, а удобство организации магазинного сайта и привлекательность его для первопосетителей (термин образован по ассоциации с употребляемыми медиками первороженицами…). Значение имеет уже не квалификация продавцов, а то, насколько полное описание товара выложено на сайте и насколько удобно оно оформлено. И важно не то, сколько товара есть на местных складах, а насколько хорошо оформлена логистическая схема – информационная по своей сути, по которой продукция с межрегиональных складов сети попадает в пункт выдачи (до решения задачи коммивояжёра дело, правда, пока не доходит). Да и расчёт за товар, в большинстве случаев производимый карточкой, — первоначально информационная, а потом уже финансовая транзакция. То есть та часть самой обычной торговли, которая успешно растёт, является совокупностью преимущественно информационных процессов. И именно её надлежит оптимизировать в первую очередь, заботясь и о максимизации прибылей в текущей экономической ситуации, и о стабильности бизнеса в случае, если за тучными коровами последуют тощие и голодные… И оптимизировать тут лучше всего классическими методами информационных технологий и предшествовавшей им кибернетики, начиная от классических Исследования операций и Линейного программирования. Именно в этом кроется, вероятно, секрет успеха!

Ладно, идём по улице дальше. Вот фирма, занимающаяся системами автономной сигнализации – пожарной, охранной… Немалая часть отечественной комплектации, используемой в этих системах, ныне не производится. А у установленной вырабатывается ресурс… Поэтому необходимо быстро и недорого получить аналоги. И вот процесс этот – обычное производство, плавно переходящее от мелко- к среднесерийному, ныне преимущественно происходит в информационной среде. Дело в том, что пресс-формы делаются на юге Китая – так быстрей и дешевле, чем на местных предприятиях. Делаются по конструкторской документации, разработанной на САПР (так у нас обозначают CAD) и представленной производителю в электронном виде. Печатные платы тоже трассирует система автоматизированного проектирования, но делаются они в Южной Корее. Комплектующие – добавляется ещё и Тайвань… В принципе, ничего сложного. Только вот критическим является то, что при дешевизне и скорости современных коммуникаций небольшая специализированная фирма работает с подрядчиками на другом краю континента. Оффлайновые операции возникают лишь у клиента, когда оффлайновые монтажники заменяют выработавшие ресурс устройства на новые. Заменяют в соответствии со схемами, вытащенными из компьютерной базы данных. Классической конструкторской и технологической документации не существует в принципе…

Ещё одна фирма. Вентиляция и кондиционирование. Только что выиграли крупный тендер на оснащение своими системами строящегося импортозамещающего предприятия от крупного мирового бренда потребительских товаров. Причиной выигрыша стал комплект полностью компьютерной документации на все свои воздуховоды, наружные и внутренние блоки, силовую и слаботочную проводки. Выполненный в тех самых стандартах, которыми вышеупомянутый бренд пользуется по всему миру. Следовательно, легко сопрягаемый с документацией прочих подрядчиков. А такое сопряжение позволяет избежать массы проблем при строительстве, ведь и раскрой заготовок для такой «низкотехнологической» продукции, как воздуховоды, ведётся отнюдь не вручную, а компьютерно-управляемыми станками. Где плазменную горелку, правда, заменил вырубной механизм, рабочий инструмент которого потребляет значительно меньше энергии, чем нужно на создание и поддержание четвёртого состояния вещества. То есть и здесь значительная часть бизнес-процессов протекает в пространствах информационных технологий!

Таким образом, когда мы смотрим на самые традиционные виды бизнеса, представленные по соседству, то отмечаем, прежде всего, ведущую роль информационных технологий — в значительной степени совпадающих с самими бизнесами, являющихся их сутью. Представляющих их конкурентное преимущество. С менеджментом и владельцами перечисленных бизнесов автор этих строк беседовал на условиях анонимности. Дело в том, что все они – как и очень многие их коллеги – играют в крысу с мытарями. Налоги в России для физических лиц весьма привлекательны, что и заманило к нам Депардье, но на мелких и средних предпринимателей социальные платежи действуют удручающе… Уменьшение количества живого труда в бизнесах, замещение его ИТ-процессами позволяет экономить на налогах абсолютно законно, не прибегая к конвертации зарплат (ну, когда из шестнадцати тысяч монтажник получает по ведомости восемь – платить меньше запретил губернатор и нарушение чревато серьёзной проверкой, а остальное — чёрным налом). И издержки в информационной среде всегда будут меньше издержек оффлайновых (будь Office традиционным или новомодно-облачным…). И протекать информационные процессы будут быстрее. А какие там есть конкурентные преимущества? Вроде два их, новизна и дешевизна… И скорее всего, именно тот, кто станет рассматривать свой бизнес как информационный процесс, сумеет добиться этих преимуществ.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях