Модель для бизнеса: и как же лучше выводить на рынок новые технологии, вроде 3D-печати…

Сегодня мы видим старт еще одной компьютерной технологии – трехмерной печати. Доступные устройства и дешевые расходные материалы выросли в недрах ИТ-индустрии и выходят на свет во всеоружии, точно Минерва из головы Юпитера (как писал В.И.Ленин, Соч. Т.5, стр. 326). Да-да, именно так. Во всеоружии. С пластмассовым пистолетом Liberator, со связанными с ним правовыми перипетиями и с печатаными принтером патронами читатели «Компьютерры» уже ознакомились. И не только читатели «Компьютерры» – новость разошлась по всем СМИ общего интереса. (Ну, как корейский сверхгигант – точнее, продающие его новинку торговые сети – рекламирует свой телефон по всем телеканалам…) Но «Компьютерра» все-таки издание для тех, кто видит реальное устройство мира. Рычаги и пружинки, приводящие его в движение. То, что потребителям то ли уже кажется, то ли вскоре будет казаться магией. А мы-то должны говорить и думать о технологиях. Технологиях, приходящих на рынок… Технологиях, по которым новинки капитализируются…

Итак, трюк с огнестрельным устройством (пистолетом язык назвать не поворачивается – скажешь такое, и тени мастеров из Пистойи, некогда введших в употребление этот вид оружия, будут преследовать повсеместно и угрожающе взирать из всех углов…) надо расценивать как гениальный. Это – заповеданная отцами рекламы драматизация идеи. Это – как слон, которого американские производители автомобилей ставили на крышу своих машин. Это – как перелет через Атлантику сразу после Первой мировой войны – десятилетия до начала бизнеса, но освоение новых областей рекламой уже идет.

И точно так же случилось с трехмерной печатью. Каждый, кто читает хоть что-то, кроме этикеток на бутылках, уже знает, что появилась возможность напечатать даже оружие. И мысль эта уже засела в сотнях миллионах голов. Она наметила контуры грядущего рынка. Но вот какими путями выходить на него с новой технологией? Ну, для начала возьмем, и вернемся в прошлое… Имя Liberator, как читатели уже знают, печатно-пластмассовый огнестрел унаследовал от изделия Второй мировой войны. От продукции, известной первоначально как «пистолет-ракетница», а потом вошедшей в историю оружия как FP-45 Liberator. Пистолетом это произведение называть тоже не хочется – это не Colt 1911 и не Walther P-38, хотя и использует кольтовский патрон .45. Но роль FP-45 Liberator в истории – весьма примечательна. Надо только смотреть с правильного угла!

Итак, начнем с того, из чьего бюджета машинка эта оплачивалась? А организация эта звалась US Army Joint Psychological Warfare Committee – Объединенный Комитет Соединенных Штатов по Психологической войне! Именно к ним попала идея военного атташе польского правительства об оружии, предназначенном для бойцов Сопротивления. И идея была осуществлена с американской деловитостью. Завод корпорации General Motors по производству осветительных приборов Guide Lamp Corporation имел большой опыт в штамповочном производстве? Так конструктор Джордж Хайд и нарисовал нечто, собираемое из штамповок. Была срочно запущена серия в миллион штук. В среднем шесть секунд уходило на изделие – куда больше время требовала зарядка «либерейтора». Каждый образец комплектовался пятью патронами и инструкцией по применению. Планировалось массово сбрасывать их над Европой для бойцов Сопротивления (реально, скорее всего, германским или коллаборационистским патрулям…). По смелой мысли создателей, отважный боец Резистанса должен был подкрасться с «освободителем» к нацистскому солдату и свалить его одним выстрелом, завладев маузером или фольмером. В истории отсутствуют сведения о том, произошло ли это хоть один раз – армия в такие игры играть отказалась, и вся продукция была передана OSS, предшественнице CIA, а от этих ребят толком ничего не узнаешь… Но свою роль «либерейтор» выполнил. Окупил все 2,4 миллиона тогдашних долларов, потраченных на эту игрушку. Окупил именно в плане психологической войны…

Дело в том, что оккупированная Европа склонялась скорее к коллаборационизму, чем к Сопротивлению. В Свободной Франции сражалось меньшинство. А большая часть полиции Третьей Республики, скажем, активно, в традициях «дела Дрейфуса», отлавливала евреев, отправляя их в нацистские лагеря смерти. Сколько было жертв – спорят до сих пор: от 75 до 120 тысяч человек… И наказаны оказались – единицы. Престарелый Петен и несколько сообщников. Все остальные были в душе сторонники Сопротивления. Ждавшими, когда на них с неба упадут FP-45 Liberator… Ложь? Конечно, и янки это прекрасно знали! Но им был нужен послевоенный европейский рынок. А торговать лучше с теми, кого называешь союзником, нежели с бывшими коллаборационистами. Так что такой вот урок из прошлого… Урок применения психологии в маркетинговых стратегиях… Психологическим оружием был прошлый Liberator и психологическим является Liberator нынешний. Только древний косвенно открывал перед индустрией США новые рынки, а новый формирует в психологии контур рыночного применения новой технологии. И – все!

Тут надо завершить разговор о печатно-пластмассовом огнестреле, как об оружии. Те железки, которые были доступны юному отечественному хулигану начала семидесятых, подходили в качестве огнестрельно-конструкционного материала куда лучше. А в каждой школе (не говоря уже о ПТУ) стояли станки, о которых молодые Токарев и Федоров не могли и мечтать… И самодельных пистолетов – хватало (даже стреляющая авторучка под мелкашечный патрон, с наборным корпусом, была у многих…). Потом, по мере прибавки ума, увлечение проходило, продукция топилась в реках и прудах…

А вот о чем стоит поговорить в плане бизнеса, так это о том, о чем умалчивает Википедия. Вот берем и смотрим в ней значения слова модель. Так (во всяком случае – в версии от 17 марта 2013 года) там присутствуют научные и математические модели. Там присутствуют модели – уменьшенные копии, игрушки. Модели – вешалки, гуляющие по подиуму. Модели скудно одетые, позирующие фотографам и художникам. И нет только одной модели, на которой незримо стоит нынешнее информационное общество. Обеспечивающей широкому кругу людей возможность заниматься вышеперечисленными вещами… А ведь общество индустриальное (скажем, словарь Гранат) преимущественно ту модель и знало. Модель, используемую в литейном производстве. Самом, что ни на есть древнем и технологичном – берешь жидкий металл и льешь в форму, где он застывает (так в колонке, подробнее излагается лет в шесть учебы технолога-литейщика…).
Да-да. Прежде всего, чтобы отлить нечто из металла, надо изготовить модель. (Ну, если говорить точнее, то и стержневой ящик, в котором формуется стержень, обеспечивающий внутренние полости модели, а еще – модели питателей, шлакоуловителей, стояков, выпоров – то, что обусловлено технологией литейного производства…) В массовом и крупносерийном производстве модели металлические. А вот в индивидуальном и мелкосерийном до конца индустриальной эпохи дожило дерево, запах которого делал модельный цех самым уютным… Но свободные размеры деревянной модели изрядно гуляют – по ГОСТ 11963–66 модель для первого класса точности размером до 50 мм имела предельные отклонения в 0,1 мм, а третьего класса и в метр габаритом – до 2,0 мм. И трудоемкость ее весьма велика – в начале 1970-х в нашей стране ее оценивали в 18% от суммарной трудоемкости производства литья. А рабочая сила нынче стоит не так, как раньше… И на зарплату начисляются немаленькие социальные платежи (тульские предприниматели против последних собираются организовать «Митинг без штанов», а юные журналистки, возмущенные необходимостью в жаркий уикенд тащиться на митинг, намерены, увидев хоть одного в брюках, заклеймить деловых людей обманщиками) – и это неизбежно, казне приходится платить пенсии. Так что воспользоваться появившимся методом снижения трудозатрат – дело поразительно привлекательное!

Навскидку можно порекомендовать пару применений для моделей, отпечатанных на 3D-принтере, находящиеся на разных концах спектра литейных технологий. Ну, скажем для изобильных кузниц, производящих решетки для заборов и заборчиков, можно порекомендовать модели для литья чугуна в земельно-песочные формы. Разжившиеся отпечатанной на цветном принтере дворянской родословной домовладельцы, охотно украсят забор отысканным в архивах гербом. Отлитым по отпечатанной на трехмерном принтере форме. Муниципалитеты при доступной цене закажут литье с городским гербом. (Дело именно в доступной цене – объемная печать может ее снизить за счет стандартизации технологий…) Или другой конец спектра – литье цветного металла в гипсовые формы. (Ну, когда-то так любители отливали оловянных солдатиков…) Модель для этого печатается на принтере. Или индивидуальная – бюст близкого человека (компьютерные технологии объем восстанавливать умеют – тут синергия с бизнесом 3D кино и телевидения…). Или мелкосерийная – мимолетного идола толпы, часть из которой окажется готовой заплатить за бронзовую отливку. (Да и какой чиновник пожалеет отсыпать целковых за бюстик свеженазначенного начальника…) Низкая точность литья в землю и ослабление металла при затвердевании в гипсовых формах для данных применений значения не имеют! (Для других, более сложных применений, надо быть литейщиком – им явно стоит присмотреться к 3D-оборудованию.)

Так что не надо сосредотачиваться мыслями на оружии – убить человека достаточно однократно, а вот есть, одеваться и лечиться ему надо постоянно, за что он и готов платить… Кстати – попытка сравнить популярность пластмассового псевдооружия Liberator (опасного лишь для владельцев – уважаемые юные читатели, пожалуйста не повторяйте экспериментов с такими штуковинами, в нашей стране Второй поправки нет, и кроме оторванных пальцев это чревато знакомством с УК…), и известность отпечатанного на 3D-принтере индивидуального имплантируемого воздухопроводящего устройства, реально спасшего жизнь полугодовалому младенцу (времени изготовить его по традиционным технологиям у инженера Скотта Холистера не было – жизнь ребенка утекала, как песок в часах…) потерпела неудачу – публику несопоставимо больше интересует псевдопистолет… Такая уж у людей сущность – не надо на нее обижаться. (Хотя удачливый изобретатель медицинского оборудования заработает много больше создателя оружия – тот вынужден работать на единственного заказчика; успешные слуги двух господ, вроде штурмбанфюрера СС фрайхерра фон Брауна редки…) Впрочем тягу людей к сладенькому и красивенькому не переборют никакие заклинания об опасности диабета с кариесом… Надо просто ее использовать, учитывать в технологиях вывода новинок на рынок!

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях