Асимметрия кибервойны: в каких пространствах и как соперничают нынешние экономические сверхгиганты, США и КНР

Есть в заморских краях, с их системой разделения властей, странный обычай. Руководство Министерства обороны (Department of Defense) ежегодно предоставляет законодателям из Конгресса доклад о состоянии дел во вверенном им бизнесе национальной обороны. И вот в таком докладе, обнародованном 6 мая 2013 года, содержатся поразительно занимательные данные, касающиеся военно-разведывательных достижений Китайской Народной Республики – “Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China 2013”.

Вряд ли обитателям этого здания понравился доклад Пентагона

Согласно приведённым американскими военными сведениям, «множество компьютерных систем во всём мире и в том числе компьютеров, принадлежащих правительственным органам США», подвергались интенсивным хакерским атакам. И заметная часть этих атак была выполнена «по всей видимости, органами правительства КНР и китайскими армейскими структурами». Собирается информация, которая может быть использована против американской внешней политики, против экономики, против оборонных структур. Часть извлечённой информации утаскивается у оборонных фирм США и, вероятно, будет использована для развития военной индустрии Поднебесной, снижения её зависимости от западных технологий.

Из американских компьютерных сетей извлекается информация о военном планировании (напомним, что «Буря в пустыне», вознесшая США на пьедестал мегадержавы, была в немалой мере адаптацией на заморской почве «Доктрины Огаркова»); о логистике (в военном снабжении янки непревзойдённы со времён Второй мировой); о мобилизационном потенциале, который может быть задействован в случае кризиса. Плюс технологическая информация. Прежде всего – из области хайтека (произведённые в Поднебесной планшеты с экранами высокого разрешения имеют весьма доступные цены при приемлемом качестве…).

Технология, необходимая для утаскивания из компьютерных систем секретной военной, экономической и технологической информации, ничем, в сущности, не отличается от технологии, необходимой для проникновения в «обычные», гражданские компьютерные системы. Там и там – стандартные каналы; идентификаторы и пароли. Ну, может, чуть подлинней… Ну, может, получше сохраняемые – не хранимые на стикере, приклеенном к монитору, а записанные на оборотной стороне мышиного коврика (пример, рассказанный отечественным специалистом по безопасности, причём отнюдь не кибернетической). Но в целом — такие же… Отделённые на физическом и логическом уровне – по которым в идеале и должна гулять секретная информация – достаточно редки. Командование стратегическими ядерными силами, оперативные и, может быть, оперативно-тактические коммуникации. Это объясняется тем, что свои линии класть дорого. Интернет-коммуникации разделяют канал между множеством пользователей, поэтому летящие со скоростью света сообщения и обходятся нам так дёшево…

А положить отдельное оптоволокно – между Пентагоном и офисом подрядчика, между офисом подрядчика и конструкторским бюро, между КБ и заводом, между заводом и подрядчиком – обойдётся очень дорого. Так дорого, что даже сверхдержаве это не под силу… А есть же ещё подрядчики двойного и общего назначения, продукцией которых широко пользуется завод, что и даёт ему возможность производить высокотехнологическую оборонную продукцию по приемлемым для бюджета ценам. (Автор этих строк был некогда поражён, увидев в натовском изделии обычные, широко рекламируемые щелочные батарейки, – в отечественном аналоге стояли батареи с выплавляемым электролитом, несопоставимо более дорогие…) Так что в чём-то секретная сеть неизбежно «спортирует» в обычный интернет. А по нему военные и гражданские хакеры гуляют, как им угодно! И создать всеобъемлющий «секретный» интернет фактически невозможно из-за запредельных затрат – они на новом, информационном уровне будут эквивалентны тем затратам, на которые пошёл СССР с его структурной милитаризацией экономики (трагедия России состояла в том, что она тратила на оборону больше, чем позволяла экономика, но меньше, чем требовала геополитика…). Позволить себе этого не могут ни США, ни их клиенты из Первого мира. (Тем более в обстановке нынешнего кризиса: пунктуальнейшая Die Zeit отмечает, что ВВП семнадцати стран ЕС за первый квартал 2013 года снизился в среднем на 0,2 процента, итальянцы с испанцами упали на 0,5 процента каждый, ну а греки рухнули на 5,3 процента…) Поэтому им и остаются унылые ламентации, трогательные вавилонские плачи Конгрессу и европейским избирателям (о неспособности развитых стран противостоять кибервойне и кибершпионажу Китая скорбит и Frankfurter Allgemeine Zeitung).

Поднебесная наветы янки отвергает, что вызывает веселье западных СМИ…

Поднебесная, впрочем, наветы американцев с негодованием отвергает. Эксперт Академии военных наук Народно-освободительной армии Китая Ван Синьцзюнь говорит о том, что обвинения Пентагона в адрес Китая в кибершпионаже необоснованны и губительно сказываются на взаимном доверии между двумя странами. Аргументация досточтимого Ван Синьцзюня строится на том, что определить источник кибератаки по IP-адресу нельзя, а янки обвиняют Китай, основываясь на предрассудках.

Наличие Второй артиллерии НОАК исключает возможность силового ответа на кибератаки

И вот тут мы приходим к ситуации, которая находится за пределами классического военного дела. И «Таллинское руководство» – которое в «Компьютерре» рассматривали с самых разных сторон, включая и объективно-доброжелательную, и откровенно цинично-издевательскую, – тут янки и евронатовцам помочь не может. Возможность послать за хакером – преступником до начала войны и противником после её начала – бригаду ФБРовцев с ордером или дрон с Hellfire-ом, на что, возможно, нарвутся киберодиночки, блокируется такой штукой, как суверенитетом КНР до начала войны, и наличием у Поднебесной ядерного оружия и Второй артиллерии.

Киберчасть 61398 живёт здесь

Про китайскую часть 61398 (часто называемую подразделением, но в отечественной военной терминологии Unit скорее переводится как «часть») известно довольно много. Даже гражданским кибербезопасникам, не говоря уж об армейской разведке. Даже то, что служащие её офисов ходят на работу в цивильном… Только толку от этого знания мало. Кибератаки не являются основанием для приведения в действие 5 статьи Вашингтонского договора, запускающего совместные оборонительные действия НАТО.

Китайский планшет укладывается в три сотни баксов

А объективное устройство кибермира и мировой экономики таково, что Китаю куда легче работать против США, нежели наоборот. Ведь что есть конкурентное преимущество Китая? Огромное население, поставляющее не очень дорогую рабочую силу и обеспечивающее гигантский рынок. (Да, да, есть ещё и интенсивно развивающаяся инфраструктура «с иголочки», в том числе и гигантский парк компьютерных устройств…) А что есть конкурентное преимущество США? Наукоёмкие отрасли! В которых задействована небольшая часть населения (поэтому проницательный Марк Цукерберг и озаботился импортом в США квалифицированных специалистов), но которые порождают такой гигантский ВВП, которого хватает на очень высокий уровень жизни всего населения (когда заворачиватель котлет в булку получает за день больше, чем сборщица смартфонов чуть ли не за месяц…). И вот представим себе эффект – прежде всего экономический, война — лишь следствие. Вот берут хайтековые секреты и перетекают бурным потоком в ЮВА, и продукция, сочетающая оба конкурентных преимущества – новизну и дешевизну, – оказывается на глобальном рынке… Тут кисловато придётся и корпорациям, и прикормленному населению!

А ведь свеженький отчёт Всемирного банка и так показывает очень забавные цифры. Согласно ему, к 2030 году на страны БРИК и так придётся более половины инвестиций (планетарная доля развивающихся стран с 2000 по 2030 год возрастёт с одной до трёх пятых…). Не меньше 158 триллионов капитала обоснуются в Китае, России, Индии и Бразилии. Считается, что Китай будет лидировать: ему достанется 30 процентов инвестиций. 7 процентов планетарных капиталов обоснуются в Индии. Россия и Бразилия вместе покажут ещё 13… (Так что нынешний спад продаж компьютеров европейцам – это так, цветочки…)

Где там производят прекрасные американские смартфоны?

Итак, посмотрим на геополитический расклад. Перетекание технологической информации из США в КНР дает экономике Поднебесной прекрасные шансы вырваться вперёд в экономической гонке. А перетекание в обратном направлении? Да оно бессмысленно… Ну узнали, какими методами достигается качество сборки американского смартфона китайского производства… И что? Предложат североамериканским рабочим трудиться за такую же зарплату и с таким же качеством? Смешно… (Тотальная автоматизация возвращающейся в Первый мир индустрии – предмет отдельного разговора!) Нет, плакать об участи янки не стоит – у них есть обширная территория с благодатным климатом, у них изобильные ресурсы – природный газ по 70 долларов за 1000 кубов… Но сокращать – на 46 гигабаксов – бюджет Пентагона янки вынуждены. А Китай стабильно наращивает траты на НОАК: в 2013 году они возрастут по сравнению с прошлым годом на 10,7 процента, до 720 млрд юаней (114,676 млрд. долларов), в приоритетном порядке – на её информатизацию.

Китайский ледокол «Снежный дракон» в прошлом году прошёл Северным морским путём…

Это второй уровень в мире. А к 2015 году военные расходы будут удвоены и достигнут 238 млрд. долларов. И кибернетическое утаскивание технологических секретов поможет Поднебесной тратить эти деньги крайне рентабельно. Создавать современные системы оружия, экономя на выполненных уже за океаном НИОКРах… (Интересно, когда у китайцев заведётся палубный дрон?) Но это уже другой разговор. Пока же запомним следующее. Китай достаточно силён для того, чтобы США не могли прореагировать на его действия manu militari — военной силой. Китай находится по отношению к США в том же положении, что Германия периода Грюндерства (воровавшая секреты стали и пара) — к Британии: наличие людских и природных ресурсов позволяет развивать экономику с помощью привнесённых знаний. Так что, возможно, именно системы кибербезопасности окажутся важнейшим средством в экономическом состязании наций…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях