Apple, как известно, довольно давно готовит к запуску свой “облачный” музыкальный сервис. И Amazon, и Google, и Sony уже успели запустить свои вариации на ту же тему. Однако сейчас, похоже, Apple снова всех “сделает” – просто потому, что с тремя из четырёх крупнейших лейблов она уже подписала лицензионные соглашения, а с четвёртым переговоры вот-вот закончатся. Вчера стало известно, что подписаны лицензионные контракты между Apple, с одной стороны, и EMI и Warner Music, с другой. Сегодня “капитулировала” и фирма Sony Music. Видимо, скоро падёт и последний бастион – Universal.

“Облачный” сервис Apple позволит хранить пользовательские аудиотеки на удалённых серверах (на “облаке”), приобретать и получать к ним доступ, видимо, с любых устройств, а также, предположительно, приобретать новые композиции и так их в “облаке” и оставлять для пущего себе удобства. Для продажи, кстати, лицензия от лейблов и нужна.

Ни Google, ни Amazon этих лицензий не получили. Amazon сначала просто не захотел (мол, мы только хранилище, на которое пользователи просто заливают то, что им принадлежит), а “Гуглю” лейблы заломили такую цену, что пришлось запускать инвалидоподобную бета-версию вместо полноценного сервиса.

Стив Джобс умеет заставить всех играть по своим правилам.
Стив Джобс умеет заставить всех играть по своим правилам.
Впереди всех оказалась было Sony, но у её сервиса Music by Qriocity слишком уж особенная стать – “облачный” сервис привязан к бытовым устройствам самой Sony.

Ну а Apple, как уже сказано, сейчас, видимо, разделает всех под орех. Так уж исторически сложилось, что именно эта компания оказывается чуть ли ни единственной, кто способен проломить луддитское сопротивление звукозаписывающих компаний и заставить их играть-таки “по правилам интернета”.

Так было в начале 2000-х, когда все попытки лейблов сделать “легальные альтернативы Napster” провалились по причине крайней их неуклюжести и огромного количества бессмысленных ограничений; облаиваемая и оплёвываемая со всех сторон RIAA вела “доблестный” крестовый поход против интернета, файлообмена и формата MP3 как такового, и в целом лейблы рассматривали новые технологии вообще и интернет в частности как источник проблем (а пользователей Сети – как классовых врагов).

И так продолжалось, пока не пришёл Стив Джобс, не включил своё “поле искажения реальности” на 150 процентов проектной мощности и не убедил их дать ему лицензии; а затем, к стыду этих самых лейблов, сделал таки первый прибыльный онлайновый магазин музыки iTunes (Music) Store.

Сейчас, вероятно, с “облачным” сервисом руководителям Apple тоже, видимо, пришлось вспотеть, договариваясь с лейблами. Ведь, по сути дела, “облачный” сервис вообще обнуляет обожаемую правообладателями “штучность” товара – через “облако” продаётся именно музыка, а не отдельные файлы (и тем более не носители).

Но, видимо, сейчас уже лейблам совсем не с руки лишний раз хорохориться. Если приглядеться, то первые “сдавшиеся” – это Warner Music, только что сменивший владельца, и EMI, нынешние хозяева которого тоже спят и видят, куда бы его сбагрить, поскольку актив по нарастающей теряет свою прибыльность.

Вместе с общим падением продаж музыки вообще лейблы теряют не только прибыль, но и власть и влияние. С ними приходится считаться лишь постольку, поскольку копирайтное законодательство пока на их стороне. Но сознательная эскапада Amazon, а затем и малоприятные высказывания руководителей Google в адрес “производителей” выглядят вполне показательными и многообещающими.

Точнее, не обещающими для лейблов ничего хорошего. Вопрос остаётся только один: действительно ли общество выиграет от того, что лейблы утратят свою прежнюю роль?