Хотя люди проводят в соцсетях все больше времени, излишнее увлечение ими становится постыдным занятием. Многие скрывают от друзей и знакомых, насколько долго они листают соцмедиа или попросту врут. Недавние скандалы с утечкой персональных данных и фейковые новости (fake news) не останавливают людей от желания читать и общаться в соцмедиа, но подрывают рекламный бизнес. Таковы основные выводы нового исследования Ericsson ConsumerLab под названием “#OMG Social media is here to stay”.
Соцсетями пользуется более трех миллиардов человек, и это главный вид активности для многих в интернете. Сейчас люди тратят на соцсети по 47 минут в день против 30 минут в 2014 году. 60% пользователей общаются в мессенджерах, почти 50% читают новости в ленте, 20% совершают голосовые или видео звонки, а 30% ищут информацию о продуктах и услугах каждую неделю.
Лидер рынка – компания Facebook Inc., владеющая сразу тремя платформами — Facebook, Instagram и WhatsApp. Количество пользователей этих платформ выросло с 1,3 млрд в 2014 году до 2,5 млрд уникальных активных пользователей в настоящее время. Эта тенденция актуальна и для конкурирующих сервисов.
Примерно 30% пользователей стесняются признаваться в том, сколько времени они на самом деле проводят в соцсетях. При этом две трети опрошенных считают, что их друзья отвечают на этот вопрос неправду. Пятая часть опрошенных относит излишний интерес к соцмедиа к общественно порицаемым занятиям, а 70% считают его вредным для здоровья. В итоге люди, сидящие все больше времени в соцсетях, не хотят, чтобы их окружение знало о реальном масштабе проблемы.
Утечка персональных данных, а также недостоверная реклама, фишинг, буллинг и проблема зависимости от интернета подорвали доверие к соцсетям. Свои персональные данные теперь им доверяют менее 20%, а 60% испытывают опасения относительно того, как соцсети распоряжаются полученной персональной информацией. Впрочем, при этом, хотя 30% респондентов первое время после скандалов реже пользовались соцсетями, треть из них затем вернулась к привычной модели поведения.
Шеры и лайки, позволяющие быстро делиться информацией, сделали проблему фейковых новостей особенно актуальной для соцсетей. Примерно половина респондентов видела в соцмедиа информацию, которая в последствии оказывалась недостоверной. Почти каждый четвертый признал, что сам делился ссылками на новости, затем оказавшиеся неправдой. Как следствие, увиденной в соцсетях информации доверяют менее 20% пользователей. Этот тренд негативно влияет на продажи рекламы через соцмедиа.
На рынке соцсетей наблюдается крайне высокая конкуренция. Об этом говорит тот факт, что 5 из 10 самых популярных платформ 2008 года прекратили свое существование. Это Windows Live Spaces, Yahoo! GeoCities, Orkut, Baidu Space и Friendster. Только две из популярных 10 лет назад платформ остаются в топе сегодня – это Facebook и Flickr. Пятая часть пользователей считает, что еще через пять лет будет пользоваться совсем другими сервисами, чем сейчас.
Социальным медиа нужно работать над своей репутацией — решать проблему с персональными данными и фейковыми новостями. Иначе это негативно отразится на их доходах. Соцмедиа имеют короткий жизненный цикл, и сервисы, переживающие бум сегодня, могут просто исчезнуть с рынка в ближайшем будущем, считают в Ericsson ConsumerLab.