В ноябре Москва принимала одиннадцатый форум «Неделя российского интернета» RIW 2018, проводимый под эгидой Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Насыщенная трехдневная программа конференции, зона выставки, громкие заявления представителей государственной власти и не менее громкие ответы digital-сообщества – все это ждало гостей мероприятия. О том, как проходит «цифровая революция» в России, в репортаже корреспондентов «Компьютерры».

RIW2018: выставка достижений народного интернет-хозяйства

Мир изменился и никогда не будет прежним. Наверняка также думали и посетители Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года, глядя на эпичных «Рабочего и колхозницу» Мухиной. Но совершенно точно, что тогдашние гости не могли вообразить даже в самом фантастическом сне, что, спустя восемь десятков лет в павильонах ВДНХ разговоры об очередных пятилетках, комбайнах и целине уступят место горячим обсуждениям о цифровизации экономики, интернет-технологиях и даже блокчейне. Говорить о развитии в особенности интересно, разглядывая прогресс сквозь призму времени. Поэтому с точки зрения выбора места проведения RIW2018, площадка ВДНХ выглядела вполне обоснованной. С высоты исполинов эпохи советского конструктивизма «digital-революция» выглядит особенно сюрреалистично.

С обозначенным тезисом совершенно точно поспорили представители государственного аппарата. Так С.В. Кириенко, занимающий ныне высокий поста в администрации президента, заявил на открытии форума, что ИТ-отрасль является сегодня локомотивом развития экономики страны. Уверенность в глобальном успехе наших ИТ-проектов, самая большая аудитория Интернета в мире, вхождение доменной зоны .ru в топ-5, второе по популярности место русскоязычного контента в глобальной сети – первый заместитель администрации президента не стеснялся в эпитетах. Но самое главное по словам Кириенко – это кадры. По его заверениям, подготовка эффективных кадров для ИТ-отрасли является приоритетной задачей государства в рамках выполнения стратегии по цифровизации экономики. Так в ближайшее время на кадровую программу планируют выделить целых 100 млрд. рублей из бюджета Российской Федерации.

RIW2018:Кириенко

Достаточно ли таких инвестиций? Злые языки утверждают, что несчастный футбольный стадион в Санкт-Петербурге обошелся бюджету региона в 50 млрд. рублей. Смогут ли усилить отрасль кадрами, чтобы совершить пресловутый прорыв, 2 условных футбольных стадиона, пока остается загадкой. Однако реальные шаги все же делаются. Например, идет постоянное увеличение количества бюджетных мест по ИТ-специальностям в вузах страны – на сегодняшний день уже более 120 тыс.

В завершении своего выступления Кириенко «пожурил» представителей ИТ-отрасли за пассивность вопросах законотворчества и взращивания кадрового потенциала. Мол ругаете, а сами в законотворчестве принимать участие отказываетесь. Видимо, руководителям ИТ-бизнеса следует более внимательно просматривать свои почтовые ящики в поисках приглашений на подобные встречи… Если отбросить в сторону излишний сарказм и посмотреть на диалог между ИТ-отраслью и властью с позиции конструктива, то определенно некоторые движения вперед происходят. Взять ту же площадку RIW – организаторы создали прекрасные условия для общения всех заинтересованных сторон. Что же, будем смотреть.

Выставка

На выставке как всегда были представители разных агентств, а также издательства с литературой категории бизнес-маркетинг-саморазвитие. Стенды были как полезные и приятные, так и бессмысленные, например, Google предлагала бесплатное кофе (любое) за регистрацию на их портале Think with Google, а на стенде Facebook девушки ничего не рекламировали, а раздавлаи буклеты с «пустой» информацией. На вопрос «А в чем смысл их стенда?» (так как по буклетам ничего не ясно), они ответили – ни в чем, «мы просто были организаторами секции в первый день, поэтому обязаны здесь быть». Авито устроила необычную викторину – узнай по иллюстрации, что пытались продать: https://vc.ru/riw/avito. Все участники RIW могли подойти и взять себе магнит с забавными объявлениями из Avito.

Конференция

Насыщенная программа конференции позволяла выбрать доклады по интересующим направлениям. Каждое из выступлений приглашенных спикеров было действительно полезным, в большинстве своем ярким, интересным, не отводящим внимания. Грамотные ведущие качественно дополняли ответы спикеров и создавали острую дискуссию. Не обошлось и без минусов, в первый день у секции Digital Transformation не было ведущего, в связи с этим, не смотря на потрясающие доклады спикеров, не было задано ни одного вопроса, получилось скомканное затянувшееся начало, и такой же скомканный конец. Также организаторы плохо организовали навигацию по залам Профессиональной программы, куда был доступ у участников с повышенным приоритетом. Связано это с тем, что изначально планировалось Pink Hall сделать доступным для всех, потом они передумали. Получилась путаница.

Секция Цифровая Трансформация

Эльза Ганеева из Microsoft в своем докладе использовала данные исследования Microsoft, в котором цифры говорят о том, что российские компании готовы к цифровой трансформации и их руководство уверено – Цифровая Трансформация окажет существенное положительное влияние на их отрасль и эффективность бизнеса.

RIW2018: Эльза Ганеева

Доклад Оливера Вайманна (Oliver Weimann) «Digital Transformation – How to tackle as Corporate?!?» был ярким, держал эмоционально своими слайдами и посылами.

RIW2018: Oliver Weimann

В начале доклада стали появляться изумительные живые фотографии животных. Но речь, конечно же, шла не о них. Оливер лишь сделал акцент на том, что фотографии с животными всегда работают.

Основной посыл доклада был заключен в том, что Цифровая Трансформация – это не «хайп», а реальность. Она уже давно присутствует в нашей жизни, просто раньше называлась иначе.

RIW2018: выставка достижений народного интернет-хозяйства

Совет от Оливера – работайте в команде, колоборируйтесь с другими компаниями. Только в обмене знаниями будущее и успех. Но следует обращать внимание на культурную разницу в уровне компаний – стартапы и большие организации реагируют на изменения по-разному.

Евгения Чухнова, директор департамента маркетинга и развития ПАО «МТС-Банк», в своем докладе «Цифровая трансформация. Full Digital эра продаж» рассказала, как МТС-банк внедрял Agile и отказался от Waterfall. Ррезультатом реализации проекта стало:

  • релизы стали выходить раз в 2 недели;
  • технологический time-to-market сократился в 5 раз;
  • конверсия в Заявки на кредитные продукты выросла в 5 раз;
  • воронка Заявки – Выдачи – увеличилась в 5-7 раз.

Также Евгения рассказала, что развитию «МТС-банка» способствовала интеграция с сервисом Госуслуги.

RIW2018: Евгения Чухнова

Секция Performance-маркетинг: Запад Vs Россия

RIW2018: выставка достижений народного интернет-хозяйства

Эта секция порадовала докладами от представителей Forex Club (Аркадий Кондрашов), OZON.Travel (Дмитрий Тумайкин), inDriver (Егор Сметанин), LC Waikiki (Анна Суходолова), Reed Exhibition Russia (Руслан Абдрахманов). Каждое из выступлений было яркое и интересное.

В качестве итога докладов можно выделить следующие этапы выхода на зарубежный рынок:

  • Изучение требований регуляторов и местного законодательства (о чем обязаны говорить в рекламе).
  • Изучение платежных систем.
  • Изучение конкурентов.
  • Изучение аудитории.
  • Выбор каналов продвижения. В первую очередь стабильно Facebook и Google.
  • Дальше – перевод креативов и понимание объема закупки. Для начала переводим, но не локализуем. Причем перевод советуют делать через фрилансеров, а не через агентства, так как важен нативный перевод.
  • В завершении – развитие на рынке, расширение воронки (дополнительные источники трафика), локализация (актеры, картинки, цвета, праздники, паттерны поведения аудитории в данном регионе), скоринг. Задача – покупать только ту аудиторию, которая совершает конкретные действия.

Также спикеры упомянули, что только со своим опытом выходить на зарубежный рынок – плохая практика. Первым фундаментальным требованием должно быть понимание рынка: какие есть законы, касающиеся нашей деятельности, а также что ждут потребители от нас там.

Секция «Аналитика соцсетей – цифры и тренды 2018 года»

RIW2018: Светлана Крылова

Интересными данными поделилась Светлана Крылова из компании BrandAnalytics. Данные по полярности социальных сетей, данные по авторам в разрезе социальных сетей. Где найти лидеров мнений? В каких социальных сетях работать? Тут лучше смотреть на графики в презентации. Вся презентация – это графики и цифры, в них нужно вглядываться и анализировать.

RIW2018: выставка достижений народного интернет-хозяйства

Расскажем лишь о трендах соцмедиа:

  • Искренность – новый черный.
  • Приватность – уход в сообщества, на форумы, в мессенджеры, Twitter.
  • Информационные взрывы – отсутствие культуры потребления информации.
  • Взросление – рост за счет новых пользователей из старшего поколения

Кроме того, Светлана призывала обращать внимание на поколение Z. Они сейчас не платежеспособные, но их любовь к бренду стоит формировать уже сейчас. А также не забывать про ЖЖ (Живой журнал). ЖЖ оказывает огромное влияние на медиаполе, ведь хорошо потребляется за пределами ЖЖ.