В исследовании Bain & Company отмечается: в последнее время многие промышленные компании столкнулись с тем, что практическое внедрение и интеграция интернета вещей (IoT) в существующие системы производства таят в себе больше сложностей, чем предполагалось, пишет “Коммерсантъ”.

Если в 2016 году 60% опрошенных компаний ожидали к 2020 году практического внедрения IoT у себя на производстве, то сейчас их доля сократилась до 50%. Кроме того, опрошенные заявили, что практическое применение таких технологий на производстве потребует большего времени, чем ожидалось ранее.

Исследователи отмечают, что два года назад внедрение IoT в прогнозном техническом обслуживании считался одним из самых многообещающих направлений. Однако по результатам опроса более 600 топ-менеджеров высокотехнологичных компаний выяснилось, что их промышленные клиенты несколько охладели к внедрению подобных технологий. Из опросов стало ясно, что внедрение прогнозного технического обслуживания оказалось сложнее, чем ожидалось. Кроме того, затруднения вызвал процесс извлечения необходимых данных, получаемых при применении IoT в этой области.

Bain & Co отмечает, что сложности с внедрением интернета вещей в прогнозном техобслуживании являются типичными и для других форм использования IoT на производстве. Исследователи добавляют, что промышленных клиентов также беспокоят вопросы безопасности сохранности и передачи данных, окупаемость таких вложений и сложности при интеграции решений «интернета вещей» в уже существующие ИТ-системы компаний и операционные системы работы.

Исследователи Bain & Company считают, что технологическим компаниям, занимающимся технологиями IoT на производстве, необходимо активнее идти навстречу своим клиентам, снижая их обеспокоенность и применяя более адаптированный подход при обучении таким технологиям.

Эксперты полагают, что технологическим компаниям необходимо сосредоточить свои усилия по четырем направлениям: сконцентрироваться на конкретных проблемах и опасениях каждого отдельного клиента, будь то вопросы безопасности данных либо технической интеграции новых систем. Только поняв, как решить конкретные проблемы отдельных клиентов, можно применять системный подход для внедрения новых продуктов на более широком рынке.

Второй задачей исследователи считают привлечение сторонних экспертов и специалистов по конкретным проблемам, в том числе путем формирования совместных экспертных технических групп или альянсов. Третьим шагом Bain & Co называет работу с финансовыми директорами компаний-клиентов, которым необходимо донести реальные сроки практической отдачи от новых технологий с пониманием того, что это может быть долгосрочной инвестицией. Четвертым направлением является поиск в компаниях-клиентах новых талантливых сотрудников, которые могли бы помочь своим коллегам адаптироваться к новым технологиям и новым подходам в бизнес-моделях.

Технологические компании могут сами помочь своим клиентам преодолеть барьеры при внедрении новых технологий, глубже погружаясь в их проблемы и рассказывая о специфических возможностях применения новых систем. Компаниям необходимо теснее работать с конкретными проблемами и находить именно те решения, которых ждут от них клиенты.

Несмотря на трудности, возникшие в последнее время при практическом внедрении интернета вещей на производстве, исследователи Bain & Company считают это направление весьма перспективным. По их прогнозам, к 2021 году общий объем таких технологий и соответствующего оборудования может удвоиться, превысив $200 млрд.

Промышленный интернет вещей (IIoT) представляет собой комплексную многоуровневую систему. Она включает в себя установленные на объекте датчики и контроллеры, средства передачи собираемых данных, мощные инструменты по анализу и интерпретации получаемой информации и многие другие компоненты.

Согласно оценкам McKinsey & Company, экономический эффект от IoT достигнет к 2025 году $11 трлн. По оценкам IDC, общие расходы на IoT к 2022 году достигнут $1,2 трлн. К 2020 году Gartner прогнозирует, что в мире будет насчитываться 20,4 млрд подключенных устройств. По данным DigiCert, 92% опрошенных компаний заявили о важности интернета вещей для своего бизнеса.

Вероятно, основная причина трудности оценок заключается в том, что нет общего согласия в определении границ рынка Интернета вещей. Следовательно, речь идет о разных аспектах рынка. Точность более долгосрочных прогнозов, как правило, сильно варьируется в зависимости от методологии.