Сеть «Лента» внедряет технологии обучения персонала с помощью виртуальных тренажеров. В VR-очках сотрудники магазинов отрабатывают фразы для общения с покупателями. Система анализирует речь продавцов, и алгоритм тренажера дает им обратную связь. В «Ленте» ожидают, что технологии повысят эффективность обучения персонала на 40-60%, пишет ComNews.

Разработкой занимался российский провайдер «Цереврум». Сотрудники отделов собственного производства «Ленты» проходят тренировки по продаже рыбы, мяса, кулинарии в VR-гарнитуре Oculus Go. Каждый диалог можно отработать несколько раз.

Благодаря запуску обучающего VR-модуля можно взаимодействовать с еще большим количеством сотрудников по всей России, обучать и оценивать их навыки по единому стандарту.

Пилотный запуск продлится до конца октября в 10 магазинах сети в Санкт-Петербурге и пяти точках в Москве. По его результатам «Лента» примет решение, будет ли технология масштабирована на все магазины. Для этого проведут опрос и независимую экспертизу. «Будет проводиться сравнение продаж в пилотных и контрольных магазинах на собственном производстве. Для клиентского сервиса используем опыт тайных покупателей до и после пилота», — уточнили в пресс-службе «Ленты».

Реклама на Компьютерре

В феврале этого года еще один крупный продуктовый ритейлер — Х5 Retail Group запустила в магазинах сети пилот по обучению персонала общению с покупателем на VR-симуляторе. Эксперты считают, что в целом у технологии обучения персонала с помощью виртуальных тренажеров в России благоприятные перспективы. Одна из разработок, которая может применяться на отечественном рынке, — отслеживание положения глаз — eye-tracking. Вместе с VR она создает эффективный инструмент работы с фокус-группами, помогает лучше понять поведение клиента.

Таким образом, заказчик может понять, на какие продукты покупатель смотрит дольше, какой цвет упаковки кажется массам более привлекательным, какова оптимальная освещенность и положение товара в магазине. Также с помощью технологии отслеживания положения глаз можно наблюдать за процессом принятия решений: какие продукты клиенты изучают дольше, на что они в первую очередь смотрят и т.п.

До недавнего времени VR-обучение и VR-технологии только рассматривались ритейлом в качестве перспективных. Однако сейчас наблюдается пик востребованности технологий дополненной и виртуальной реальности со стороны торговых компаний. VR-обучение все чаще рассматривается как один из основных методов обучения в сфере промышленного производства, когда создание полнофункционального тренажера на базе дорогостоящего оборудования экономически невыгодно, но многократное повторение манипуляций необходимо.

Широкое распространение и применение таких технологий в ритейле ограничивает высокая стоимость VR/AR-устройств и не очень удобный форм-фактор. Однако в дальнейшем эти технологии откроют много интересных возможностей, которые облегчат рабочие процессы и снизят бизнес-затраты, в том числе и на обучение персонала.

По данным исследования «Крок» и аналитического центра TAdviser, объем российского рынка промышленных VR/AR-решений по итогам 2018 г. составил 1,6 млрд руб. Даже по пессимистичным оценкам, к 2022 г. он вырастет более чем в пять раз — до 9,2 млрд руб.