Ученые нашли окаменелое дерево, которое указывает на резкие изменения в климате

Исследователи нашли гигантское окаменелое дерево во время экспедиции в Перу. Ископаемое показывает, как значительно изменился климат в Андах за последние 10 млн лет (примерно такого возраста окаменелость). Ученые говорят, что дерево росло на высокогорье на юге Перу. Это место было более влажным, чем предполагают современные модели.

Фото: phys.org

Во время экспедиции на Центральное плато Анд исследователи из Смитсоновского института тропических исследований (STRI) обнаружили окаменелость, похороненную в холодной, травянистой равнине. История окаменелостей растений с этого высокогорного хребта содержит подробности об изменениях в климате одной из самых длинных (9000 км) и высоких (6961 м) горных систем на Земле.

Команда обнаружила, что атмосфера в горах была намного более влажной, чем текущие местные прогнозы на 10 млн десятилетий назад. Анатомия окаменевшего дерева, обнаруженного учеными, похожа на анатомию растений, которые в настоящее время растут в небольших низинных тропических лесах.

Исследование образца показало, что ископаемые деревья были живы, когда этот район, вероятно, находился всего на высоте 2000 м над уровнем моря. Сегодня плато находится на высоте около 4000 м над уровнем моря и отличается чрезвычайно засушливым климатом.

«Это дерево и сотни образцов окаменелой древесины, листьев и пыльцы показывают, что, когда эти культуры были живы, экосистема была более влажной — даже более влажной, чем предсказывали прошлые модели», — рассказала Камила Мартинес, сотрудник STRI.

Ученая отметила, что скорее всего, подобную экосистему в современности невозможно будет обнаружить, так как 10 млн лет назад общая температуры была выше.

Фото: phys.org

Окаменелости из тех же мест, но возрастом 5 млн лет, подтверждают, что экосистема, которая сейчас доминирует на высокогорных плато Анд, родилась примерно в то время. Более молодые образцы пыльцы в основном взяты с трав, а не с деревьев. Листовой материал был из папоротников, трав и кустарников — это указывает на то, что плато ранее поднялось до своей нынешней высоты. Данные показывают, что высота над уровнем моря и растительность резко меняются за относительно короткое время.

«История окаменелостей в этом районе говорит нам о двух вещах: в равной степени высота над уровнем моря и растительность резко изменились за относительно короткий период времени», — заявил Карлос Харамилло, научный сотрудник STRI и руководитель исследования.

Ученый также отметил, что исследование подтверждает гипотезу, указывающую на то, что тектонические подъемы на этой местности проходили в виде быстрых импульсов.

«К концу этого столетия изменения температуры и концентрации углекислого газа в атмосфере снова будут приближаться к показателям периода, когда росло это дерево», — добавил ученый.

Новая информация поможет ученым определить движущие силы, управляющие современным климатом и погодой на всем южноамериканском континенте, а также в других местах планеты.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Science Advances.