Астрономы показали, как черная дыра превращает звезду в «спагетти»

Астрономы стали свидетелями редкого космического события — звезды, растянутой в «спагетти» черной дырой. Событие произошло на расстоянии более 200 миллионов световых лет от Земли. В течение шести месяцев умирающая звезда была поглощена огромными гравитационными силами.

Фото: eso.org

Черные дыры — это космические объекты, поедающие все, что находится слишком близко от их гравитационного притяжения. Этот процесс растягивается, поскольку сила гравитации пропорциональна расстоянию. Таким образом, часть объекта, обращенная к черной дыре, подвергается гораздо большей гравитации, чем сторона, обращенная от нее.

Объект, который находится слишком близко к черной дыре, претерпевает «спагеттификацию» (или эффект лапши), то есть начинает постепенно вытягиваться вперед, как спагетти — отсюда и прозвище. Хотя с научной точки зрения это явление известно как событие приливного разрушения (TDE).

Звезды или другие объекты могут встретить такую ​​судьбу, и эти события периодически регистрируются астрономами как яркие вспышки света, которые затем исчезают в течение нескольких месяцев.

Проблема в том, что энергия, выделяемая при попадании материала в черную дыру, создает завесу из пыли и мусора, закрывая обзор. Исследователям бывает трудно понять, что происходит в это время. Но в недавнем событии, названном AT2019qiz, астрономам удалось разглядеть процесс на самых ранних стадиях, до того, как завеса поднялась.

Очень большой телескоп (VLT) и Телескоп новой технологии (NTT) настроились на звезду и наблюдая ее в течение шести месяцев в ультрафиолетовом и оптическом свете, рентгеновских лучах и радиоволнах. Наблюдения впервые показали, что вспышка света напрямую связана с веществом, истекающим от звезды. Также выяснилось, что масса звезды была примерно такая же, как у Солнца, а масса черной дыры превышает массу миллиона Солнц.

Исследователи надеются, что это наблюдение поможет им интерпретировать происходящее за этими приливными разрушениями в будущих наблюдениях.

Исследование было опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Анимацию процесса спагеттификации можно увидеть на видео ниже.