Некоторые крылатые динозавры оказались тупиковой ветвью эволюции

Несколько лет назад археологи обнаружили древние останки двух небольших динозавров с крыльями, похожими на конечности летучих мышей. Группа исследователей рассмотрела окаменелости динозавров и обнаружила следы ранней эволюции крыльев. Однако ученые пришли к неожиданному выводу: наличие крыльев не обязательно означает, что животное вообще умело летать.

Ученые все еще пытаются понять, как происходила эволюция крыльев и полета у птиц, и новое открытие может предоставить ключ к разгадке.

Окаменелости И чи. Фото: wikipedia.org

И чи (Yi qi) и Амбоптериксы (Ambopteryx longibrachium) — два вида, которые относятся к тероподам (хищные динозавры). Эти существа жили около 160 млн лет назад. У особей были необычно удлиненные когти, между которыми протягивалась кожная мембрана. В целом конечности динозавров походили на крылья летучей мыши.

Крылья этих динозавров отличаются от конечностей других существ из подотряда тероподов, которые в конечном итоге эволюционировали в птиц. Всего в течение нескольких миллионов лет И чи и Амбоптериксы вымерли, что указывает на то, что эти необычные крылья не могли сравниться с конечностями будущих птиц.

Ранее считалось, что такие конечности позволяли динозаврам планировать между деревьями, как белки-летяги. Новое исследование, проведенное учеными из США и Китая, показывает, насколько такие крылья подходили для полета. Исследователи пришли к выводу, что вымершие животные не могли взмахивать такими крыльями и летать, при этом у них также практически отсутствовали способности к планированию.

Исследовательский анализ окаменелостей позволил выявить крошечные детали в мягких тканях, которые невозможно увидеть при обычном свете. Затем команда смоделировала, как динозавры могли летать, с поправкой на такие вещи, как вес, размах крыльев и расположение мышц.

«Используя лазерно-стимулированную флуоресцентную визуализацию, мы изучили их анатомию и выполнили аэродинамические расчеты. Исследование позволяет сделать выводы о полетный потенциале, других функциях крыльев и возможности планирования, — пишет команда. — Мы обнаружили, что И чи и Амбоптериксы, вероятно, обитали на деревьях, маловероятно, что они обладали какой-либо формой силового полета. У них были значительные недостатки в способах передвижения, основанных на взмахах, и ограниченные способности к планированию».

Итак, согласно модели команды, возможности полета у динозавров были значительно хуже, чем у курицы и возможно, хуже, чем у нелетающего новозеландского попугая какапо, который также в основном ограничен скольжением с деревьев, но может, по крайней мере, взмахнуть крыльями и контролировать спуск.

По словам ученых, результаты можно рассматривать как очередное доказательство того, что динозавры развили способность к полету с помощью эволюции, но не все попытки были удачными.

Исследование опубликовано в журнале iScience.