Когда бизнес выбирает отечественное облако для миграции, чаще всего обращает внимание на сервисный портфель поставщика услуг, SLA, наличие лицензий, количество дата-центров. Но есть нюансы, которые тоже напрямую влияют на надежность облака, удобство работы с сервисами и дальнейшее развитие облачной ИТ-инфраструктуры компании.
В этом материале мы вместе со специалистами ITGLOBAL.COM рассказываем про шесть неочевидных вещей, на которые следует обратить внимание при выборе российского облака для миграции.
Цены и биллинг
Облачные провайдеры в борьбе за клиентов часто снижают стоимость до минимальных показателей. Но умалчивают о том, что нужно будет платить за весь заказанный объем ресурсов без реального биллинга, прирост вычислительных мощностей в будущем будет стоит в разы дороже, а через год-два или при любом кризисе цену поставщик услуг может поднять в разы.
Компании, которые однажды попадали к недобросовестному провайдеру, потом считают, что облака — это невыгодное решение для бизнеса. Неприятного опыта можно избежать, если внимательно прочитать договор и обратить внимание, как именно работает биллинг, биллингуются ли ресурсы выключенных ВМ, включает ли цена НДС, прописано ли в контракте повышение цен и ограничено ли оно и чем-то.
В ITGLOBAL.COM вопросы оплаты услуг прозрачны. Биллинг происходит каждые 10 минут, а облачные ресурсы клиент оплачивает только те, которыми действительно пользовался (модель pay-as-you-go). У выключенных ВМ CPU и RAM не биллингуются. Все цены указаны с НДС, а увеличение цены по договору возможно не чаще раза в год, и не более чем на 10%.
Варианты виртуализации облака
Весной 2022 многие вендоры ушли из России, в том числе компания VMware, на гипервизоре которой активно работали российские облачные провайдеры. Пользователи резко лишились обновлений, официальной технической поддержки и базы знаний, поэтому решение технических вопросов стали занимать больше времени и оборачиваться для бизнеса миллионными убытками.
Параллельно в законодательстве РФ появились нормативно-правовые акты, которые устанавливают для некоторых организаций требования по использованию только российского ПО. Но не все облачные провайдеры успели быстро перестроиться и до сих пор предлагают заказчикам работать только на западном программном обеспечении.
На российском рынке оказалось мало зрелых решений для виртуализации, среди немногих — платформа для виртуализации vStack.
Гиперконвергентную платформу vStack запустила компания ITGLOBAL.COM на всех своих площадках еще в 2019 году. Она входит в реестр отечественного ПО Минцифры, поэтому у заказчиков есть альтернатива: развернуть облако на vStack в российских дата-центрах или на Vmware в Европе, США, Канаде, СНГ. При этом бизнес имеет полноценную техническую поддержку от обоих вендоров.
Панель управления сервисами
У каждой системы виртуализации есть собственная консоль. Если компания размещает свою ИТ-инфраструктуру на разных гипервизорах и в разных странах, то специалисты управляют облачными ресурсами с помощью разных панелей управления и интерфейсов. Это неудобно и отнимает больше времени, чем управление через единый личный кабинет.
Раньше единая панель была доступна только клиентам мировых гиперскейлеров, но в 2022 году провайдер Serverspace (входит в ГК ITGLOBAL.COM) разработал первую в России универсальную панель управления облачными сервисами.
Панель позволяет:
- управлять ВМ на базе гипервизора vStack;
- создавать и управлять ВМ в любом из шести зарубежных дата-центров;
- управлять другими услугами: IaaS на базе VMware, K8S, Managed IT;
- заказывать новые услуги;
- получать доступ к VMware Private Cloud;
- обращаться в техническую поддержку;
- получать прозрачный биллинг раз в 10 минут и графики загрузки за большие периоды.
Благодаря работе в едином личном кабинете ИТ-специалисты компании могут быстрее и легче управлять облачными ресурсами компании, независимо от того, в каких странах развернуто облако и на каком ПО.
Сертификация дата-центров
Сертификаты Tier — это основной показатель надежности дата-центров во всем мире. В идеале ЦОД должен соответствовать требованиям Uptime Institute и получить все три сертификата Tier III или Tier IV по дизайну, соответствию проекту и операционной устойчивости. Потому что один сертификат еще не гарантирует надежность дата-центра, а только подтверждает, что он, например, построен в соответствии с проектной документацией.
Часто облачные провайдеры хитрят и не договаривают, что их ЦОДы сертифицированы только по одному или двум параметрам из трех. Размещение облачной инфраструктуры на таких площадках может обернуться для компании авариями, простоями и финансовыми убытками. Поэтому важно заранее проверить наличие у дата-центров облачного провайдера сертификатов Tier на официальном сайте Uptime Institute и убедиться, что у них есть все три сертификата Tier III, как например у всех ЦОД ITGLOBAL.COM.
Гибкость приватного облака
Большинство облачных провайдеров не хотят строить частные облака, потому что создавать изолированную облачную среду и отдельно ее обслуживать сложнее, чем публичные облака. Если поставщики услуг все-таки строят приватные облака, то только на больших конфигурациях с огромными шагами прироста, которые могут достигать мощности одного сервера. Для клиентов это невыгодно, потому что приходится платить за облачные ресурсы, которыми компания не пользуется.
Компаниям намного комфортнее расти в облаке постепенно, наращивая ресурсы в зависимости от возрастающих нагрузок. В отличии от большинства облачных провайдеров в ITGLOBAL.COM можно развернуть частное облако, начиная от 240 vCPU и 512 GB RAM. И добавлять оперативную память в любой конфигурации, которую поддерживает вендор. На малых объемах серверов шаг составляет 128GB RAM.
Наличие зарубежных площадок
Сейчас средний и крупный бизнес переживает время трансформаций. Часть компаний уходит из России и им необходимо разместить свои облачные ресурсы за рубежом, но в шестом пакете санкций ЕС сказано, что европейским облачным провайдерам больше нельзя предоставлять сервисы для российских заказчиков. Другим нужно распределить ИТ-инфраструктуру по разным странам. Кто-то выбирает поставщика услуг, который предложит различные площадки, чтобы в будущем сделать выбор, где размещать вычислительные мощности.
Во всех трех ситуациях лучше выбрать облачного провайдера, у которого есть дата-центры по всему миру. Например, у ITGLOBAL.COM есть дата-центры в шести странах: Россия, США, Канада, Белоруссия, Казахстан, Нидерланды. Так бизнес может выбрать подходящую площадку и управлять всеми облачными ресурсами из единого личного кабинета.
Вывод
Работа с поставщиком облачных услуг — это долгосрочное сотрудничество, которое влияет на рост и развитие бизнеса, поэтому при выборе облачного провайдера и самого облака нет малозначительных вещей. Задавайте вопросы, запрашиваете тестовый период, внимательно изучайте документы и самостоятельно проверяйте данные в надежных источниках. Обращайте внимание, как специалисты идут на контакт, отвечают ли на вопросы и как быстро предоставляют техническую информацию. Заключайте договор только когда вы уверены, что облачный провайдер подходит вам сейчас и сможет удовлетворить запросы компании в перспективе пяти-десяти лет.