Как сохранить данные от пожаров и метеоритов: обзор трёх вариантов резервирования

Резервирование позволяет сохранять данные, если произойдет сбой в ПО, поломка виртуальной машины или физического оборудования, землетрясение, пожар в дата-центре или прилетит метеорит. К сожалению, не все администраторы выбирают решение, наиболее подходящее для каждой конкретной ситуации.

В этом материале мы вместе с ITGLOBAL.COM объясняем, что представляют собой снапшот, бэкап и резервная площадка, и для решения каких задач подходит тот или иной вариант резервирования.

Снапшот — это снимок системы

SnapShot (снапшот) — это снимок файловой системы или виртуальной машины, который позволяет вернуть ее к сохраненной версии, если произойдет сбой при обновлении ПО и при других плановых изменениях внутри ВМ. Основная цель снапшотов — быстрое и удобное восстановление до прежнего состояния с помощью «заморозки» исходных данных.

Снапшот сохраняет текущее состояние системы в виде файла. Каждый последующий снимок сохраняет данные в новый файл. Специалист может делать снапшоты на каждом этапе рабочего процесса даже при выключенной ВМ и создавать последовательности, чтобы при необходимости вернуться к нужной версии.

Файлы снапшотов необходимо хранить рядом с исходными данными, чтобы откатить систему можно было за пару кликов и несколько минут. Отдельное хранилище для снапшотов не требуется. После того, как тестирование изменений прошло успешно, снимки необходимо удалить. Если изменения прошли не успешно, то с помощью снапшотов ВМ возвращается к исходным настройкам. 

Хранить снапшот дольше 7 дней или много снапшотов одной ВМ не следует. При нарастании дельты изменений ВМ начинает подвисать и хуже работать. Именно поэтому снапшоты неправильно использовать для решения задачи по регулярному резервному копированию.

Бэкап — это резервная копия

Backup (бэкап) – это резервная копия, которая позволяет восстановить данные, если они повреждены из-за поломки сервера, атаки вируса-шифровальщика или ошибки специалиста компании. Основная цель бэкапов — сохранность данных для их последующего восстановления на регулярной основе. В той или иной степени это актуально для любого бизнеса.

Необходимо бэкапить данные, которые критически важны для бизнеса:

  • виртуальные машины;
  • базы данных;
  • настройки серверов и виртуальных машин;
  • сайты компании. Помимо резервных копий, которые делает хостинг;
  • файлы и документы. Например, налоговая отчетность, договоры с контрагентами, бренд-бук, шаблоны документов и т.д.

Для этого используется специальный софт или скрипты. Бэкап необходимо делать на другой носитель, хранение бэкапа на одном устройстве или СХД с оригиналом не имеет смысла. Если у компании нет второй СХД, лучше использовать облако, которое предоставляют поставщики услуг, такие как ITGLOBAL.COM.

Периодичность бэкапов зависит от нескольких факторов:

  • частоты обновления данных. Например, информация на сайте обновляется раз в месяц, а расчеты по проекту меняются каждую минуту;
  • критичности резервируемых данных. Некоторые данные переживут недельную потерю, а бизнес-критичные могут грозить потерей миллионов за 15 минут;
  • масштабов бизнеса. Небольшому ИП можно делать бэкап обычно реже, чем огромной корпорации с многомиллионными проектами;
  • объема хранилища. Если у компании мало вычислительных мощностей, то часто делать резервное копирование не получится.

Резервное копирование необходимо делать на всех устройствах, где хранятся важные данные: сервер, виртуальная машина, ПК сотрудников и т.д. Но хранить копии нужно на другом носителе, чем оригинал. Например, если резервную копию сервера хранить на нем же, то в случае его поломки данные будут повреждены и восстановить их не получится.

Для хранения резервных копий специалисты ITGLOBAL.COM советуют использовать правило «3-2-1»:

  • делать минимум три резервные копии;
  • в двух форматах хранения;
  • минимум одна из которых должна храниться в физически отдельном месте.

Резервная площадка (Disaster Recovery) — решение для аварийного восстановления

Disaster Recovery (DR) — это запасной аэродром, который позволяет восстановить работу, данные и системы в случае тотальных сбоев на основной площадке. Например, при продолжительном отключении электроснабжения в дата-центре, землетрясении, пожаре или метеорите.

С помощью DR можно переключиться на запасную инфраструктуру, на которую происходила постоянная репликация ВМ.

Основная цель DR — непрерывная работа бизнеса в любых ситуациях. Для этого необходимо выбрать вторую площадку, которая будет находиться на значительном расстоянии от основной (от 5 км) и иметь высокую пропускную способность канала между ними. Есть несколько вариантов, как это сделать:

  • на своей инфраструктуре. Тогда бизнес понесет большие капитальные затраты, потому что необходимо закупить дорогостоящее оборудование, дождаться поставку, создать необходимые условия в серверной или арендовать место в дата-центре, нанять специалистов с релевантным опытом;
  • на арендованных физических серверах. Такой вариант предполагает репликацию данных в другую географическую точку;
  • в облаке. Облако позволяет создать DR-площадку быстро и масштабировать ее в любой момент. При пассивной резервной площадке ресурсы, как правило, стоят дешевле. Организовать DR можно как в российском дата-центре, так и зарубежном. Например, у ITGLOBAL.COM есть два ЦОД в Москве и по одному в Минске, Алмате, Нью-Джерси, Амстердаме и Торонто.

На стоимость решения DR и возможный ущерб в случае сбоя влияют основные параметры аварийного восстановления, которые бизнес определяет для себя самостоятельно:

  • RTO (Recovery Time Objective) — максимальное время простоя, которое может позволить себе бизнес. Если RTO равен 2 часам, то сервис начнет работать с новой площадки не позже этого времени;
  • RPO (Recovery Point Objective) — максимальный объем данных, который может позволить себе потерять компания в случае аварии и простоя. Если RPO установлен на 15 минут, то репликация будет проходить каждые 15 минут.

Disaster Recovery необходим не всем, а только компаниям, где даже час простоя приводит к огромным репутационным и финансовым потерям. Обычно это крупные банки, службы доставки, логические и каршеринговые компании и т.д.

Каждая компания может самостоятельно построить рискоориентированную модель и просчитать эффективность резервной площадки в сравнении с потенциальным простоем и потерей данных.

Какой вариант резервирования выбрать

Выбор варианта резервирования данных зависит от задач бизнеса, которые необходимо решить. Снапшоты подходят для быстрого отката системы к исходным настройкам, если произошел сбой при плановых изменениях. Бэкапы помогают создавать копии и сохранять данные, чтобы восстановить их в случае поломки сервера, ВМ или софта. С помощью DR-площадок можно сохранить инфраструктуру компании, если дата-центр уничтожил пожар или наводнение.

Чтобы минимизировать риски потери критически важных данных, бизнес может использовать все три варианта резервирования. Но тогда компания должна быть готова потратить временные и финансовые ресурсы на масштабирование своих вычислительных мощностей и создание резервной площадки. Благодаря облакам сделать это можно быстрее и удобнее, чем покупать собственное оборудование и нанимать большой штат персонала. ITGLOBAL.COM предлагает услугу аренды облачных ресурсов и аварийного восстановления данных в облаке, чтобы бизнес смог сосредоточиться на более важных проектах и развитии своих сервисов и продуктов.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях