Облачные итоги: как 2022 год повлиял на инфраструктуру компаний, облака и отношение к отечественным решениям

После двух лет пандемии 2022 год мог бы стать для бизнеса временем, чтобы перевести дух и спокойно заняться развитием своей инфраструктуры. Но с марта все пошло не по плану: уход зарубежных вендоров ПО и оборудования с российского рынка, пакеты санкций ЕС, нарушение цепочек поставок и так далее.

Компании оказались в тяжелой ситуации, когда нужно было быстро принимать решения, выбирать поставщиков и переходить на новые сервисы и программное обеспечение. Для одних участников рынка это стало большим стрессом и проверкой на гибкость, других кризис подтолкнул к активному развитию.

В этом материале мы собрали главные изменения, которые произошли с бизнесом и облачным рынком в уходящем году.

Увеличился спрос на облака

Во время кризисов спрос на облака всегда увеличивается: это доказал 2014, 2020 и 2022 год. Когда нет уверенности в том, что через пол года компания будет приносить доход или вообще существовать, бизнес не хочет вкладывать десятки миллионов в покупку собственного оборудования. Поэтому проще арендовать облачные ресурсы и платить только за вычислительные мощности, которые компания действительно использует.

Организации, которые планировали оставлять инфраструктуру on-premise, столкнулись с тем, что в 2022 часть зарубежных вендоров оборудования ушли с рынка, а цепочки поставок нарушились. Чтобы запустить новый проект или подготовить инфраструктуру к пиковым нагрузкам, им приходилось ждать серверы по полгода. Публичное облако, напротив, можно было быстро развернуть и сразу использовать для сред разработки и тестирования, запуска новых сервисов или хранения критически важных данных.

«От многих наших клиентов был запрос по оптимизации расходов на оборудование, ПО и персонал. Облако прекрасно справляется с этой задачей, потому что для работы в нем необходим только стабильный интернет и системные администраторы, которые будут управлять ресурсами через веб-панель. Обслуживание инфраструктуры берет на себя облачный провайдер», — поделилась Алина Жигалова, директор по развитию сервисов ITGLOBAL.COM.

Появился интерес к отечественным решениям

Раньше на российском рынке был тренд на глобализацию: компании годами пользовались зарубежным софтом и оборудованием и не рассматривали для себя переход на отечественные решения. Когда иностранные вендоры ушли из России, бизнес стал искать альтернативные варианты со схожей функциональностью. Рынок не был готов к резкому увеличению спроса, так как большинство ПО было сырое и требовало дополнительных доработок.

Предложить полностью готовый к внедрению софт смогли только разработчики, которые планомерно в течение нескольких лет создавали собственный продукт, а не скоропостижно разработали его под новые законы и санкции.

«Компания vStack (ГК ITGLOBAL.COM) с 2018 года разрабатывала гиперконвергентную платформу для виртуализации. С 2019 продукт успешно работает в production у крупного международного провайдера. Сейчас платформа входит в реестр отечественного ПО Минцифры и успешно заменяет виртуализацию мирового лидера VMware», — рассказал Евгений Карпов, менеджер по развитию бизнеса vStack.

Многие компании уже оценили преимущества работы с российскими решениями. Например, отечественные вендоры глубже понимают потребности и боли бизнеса, предоставляют техническую поддержку на русском языке, стоимость лицензий ниже иностранных, есть возможность влиять на продукт.

Настала эра геораспределенного облака и мультиклауда

Спрос на геораспределенное облако был всегда. Так бизнес стремился минимизировать риски и повысить отказоустойчивость систем за счет аренды ресурсов на площадках в разных городах и странах. В 2022 году на рынке стали происходить изменения, которые подтолкнули организации к переходу в то или иное облако.

Компаниям, которые уходили из страны, нужно было быстро перенести инфраструктуру на зарубежную площадку. В то же время российским компаниям, которые размещались у мировых гиперскейлеров, например, Amazon, Google и т.д., пришлось мигрировать в российское облако после принятия шестого пакета санкций ЕС. А бизнесу, который создал обособленные российские и зарубежные подразделения, понадобились площадки сразу в нескольких странах.

Проще всего с этими ситуациями справились клиенты российских enterprise-провайдеров с геораспределенной сетью дата-центров. Например, площадки ITGLOBAL.COM находятся в шести странах мира: два дата-центра в России, по одному в Казахстане, Нидерландах, США, Канаде, Беларуси. Так бизнес мог быстро мигрировать в облако, которое развернуто в нужной локации, и управлять всеми ресурсами через единую веб-панель.

Но по данным исследования Cisco, услугами одного IaaS-поставщика пользуются только 8% опрошенных организаций. 58% компаний размещают свои мощности в облаках двух-трех cloud-провайдеров, а 31% работают с еще большим количеством поставщиков услуг (от четырех до десяти).

«Если организация размещала инфраструктуру только в одном облаке и у провайдера не было нужных площадок в других локациях или на другой виртуализации, на помощь приходило мультиоблако. На российском рынке достаточно облачных провайдеров, у которых есть дата-центры в разных точках страны и зарубежья, они предлагают разные виртуализации, дополнительные услуги и имеют опыт в проведении сложных миграций», — отметила Алина Жигалова, директор по развитию сервисов ITGLOBAL.COM.

Важно отметить, что компания может арендовать вычислительные мощности у нескольких провайдеров одновременно, но управлять ресурсами будет сложнее чем, если бы она работала с одним поставщиком с широким спектром услуг.

Бизнес переосмыслил свою инфраструктуру

Часто бизнес выбирает лучшее решение на рынке, забывая о совместимости систем. В 2022 году для крупных корпораций эта проблема усугубилась из-за срочного импортозамещения. В результате технический долг вырос вместе со стоимостью инфраструктуры, управлять ресурсами и пользоваться техподдержкой стало сложнее.

Когда работать на прежнем оборудовании и ПО стало невозможно, бизнес посмотрел на свою ИТ-инфраструктуру свежим взглядом и стал ее пересобирать с учетом новой реальности. Здесь пригодились опыт и экспертиза отечественных поставщиков, которые помогли провести, обеспечить информационную безопасность, избавиться от «зоопарка систем» и выбрать решения, которые снизили затраты на обслуживание.

«Отказоустойчивость инфраструктуры — один из ключевых аспектов жизнеспособности современного бизнеса. В условиях импортозамещения и  высокого риска остановки обновления зарубежного оборудования и ПО мы рекомендуем провести комплексный аудит ИБ и пентест. Чтобы по их результатам разработать компенсационные меры и снизить риски негативных последствий. Как правило, такие проверки осуществляются на всех уровнях ИТ-инфраструктуры и ПО: физическом, виртуальном, сетевом, ОС и приложений», — поделился Александр Зубриков, ру­ково­дитель ITGLOBAL.COM Security.

Вывод

2022 год повлиял на всех участников рынка. Он заставил выйти из зоны комфорта, искать альтернативные решения и гибко подстраиваться под внешние обстоятельства. А также показал слабые места и подтолкнул к частичному или полному отказу от физического оборудования, миграции на новые площадки, переходу на отечественное программное обеспечение.

Организациям удалось сохранить свою инфраструктуру во многом благодаря облачным сервисам. Кто работал с облаками раньше и знал их преимущества, стали активнее их использовать, а компании, которые не рассматривали для себя облака, в условиях кризиса оценили оперативность и удобство этого решения.

В декабре бизнес уже меньше паникует и увереннее стоит на ногах, чем весной. И есть надежда, что 2023 год будет больше про планомерный рост и развитие, чем про кардинальные перемены и хаос.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях