Метавселенной Second Life исполняется 20 лет: уроки для Apple, Meta и Roblox от пионеров виртуального мира

У Second Life были преданные поклонники, но она так и не стала мейнстримом. По истории ее создания можно понять, почему работа метавселенной по-прежнему нелегкий процесс. В этой статье рассмотрим, чем нравилась эта платформа виртуальной реальности и почему она не оправдала ожидания.

Second Life — новаторская платформа виртуальной реальности из 2003 года

В конце июня сотни тысяч людей собираются в Second Life, чтобы отпраздновать 20-й день рождения этого виртуального мира. Здесь будет живая музыка, диджеи, танцы. Отдельная локация огромный базар с 1 000 продавцов цифровой одежды и аксессуаров.

«Есть много людей, которые живут в Second Life уже 20 лет», говорит основатель Second Life Филипп Роуздейл. Он ожидает, что мероприятие станет чем-то вроде встречи выпускников.

В прошлые годы двухнедельный VR-праздник посетили 300 000 человек. В 2023 году ожидается еще больше участников, что дает повод задуматься, почему Second Life так и не оправдала ожиданий. Ведь раньше считалось, что VR-платформа станет будущим интернета, она привлекла инвестиции от основателя Amazon Джеффа Безоса и основателя Ebay Пьера Омидьяра.

Создатели платформы вдохновились фестивалем Burning Man, который ежегодно привлекает тысячи людей в пустыню Невада. Как и Burning Man, Second Life позиционировала себя как место, где каждый может быть кем угодно и делать все, что захочет.

Сейчас, согласно данным владельца Second Life компании Linden Lab, платформа насчитывает 750 000 ежемесячных активных пользователей. Если сравнивать с Facebook, который был запущен через два года после Second Life, то он закончил свой последний квартал с тремя миллиардами ежемесячных активных пользователей.

«Виртуальные миры еще не для всех. На самом деле они не для большинства людей», признает Филипп Роуздейл. Это признание резко контрастирует с энтузиазмом, который чувствовался в 2003 году, когда Second Life только начала работать. 

Хаотичность и взрослость, которые оттолкнули пользователей

На момент старта работы платформа предлагала пользователям самые инновационные инструменты, которые позволяли создавать практически все: впечатляющее 3D-окружение, детальное воссоздание реальных городов, безмятежные сады, модные ночные клубы и постапокалиптические пустоши все то, что так нравится людям в метавселенных. Кроме того, участники и по сей день создают одежду и аксессуары, а потом продают их. По словам представителя Linden Lab, в Second Life ежегодно проходят сделки на сумму 650 млн долларов.

Second Life всегда ошеломляла многообразием. Но вместе с тем она была хаотичной. Именно это и оттолкнуло людей в дальнейшем. Через три года после запуска Second Life появился другой виртуальный мир с гораздо более управляемым подходом. Roblox также давал пользователям возможность создавать свои собственные миры, но делал упор на казуальные игры. Этот рецепт привлек гораздо более молодую и многочисленную аудиторию. На конец марта Roblox ежедневно использовали 66 млн человек.

«Причина, по которой Roblox так велик, в том, что это, по сути, Second Life, но для маленьких детей», говорит Роуздейл, что звучит довольно пренебрежительно.

Linden Lab, наоборот, планировала, что Second Life станет местом для взрослых, поэтому изо всех сил старалась не путать ее с видеоигрой. Именно это и стало ошибкой. Вот в чем главный урок для создателей других метавселенных. Как и в реальном мире, игры выполняют функцию ледокола между незнакомыми людьми. Они сближают, и поэтому платформы должны напоминать игры.

Second Life забыла про приложения для смартфонов

Roblox выиграла от того, что сделала упор на приложение для смартфонов. Second Life только готовится запустить аналогичное в 2023 году. Эта неспешность тоже стала большим упущением.

Сейчас Second Life все больше конкурирует с виртуальными мирами, оптимизированными для VR-гарнитур VRChat и Rec Room. Meta с трудом добилась успеха со своим собственным сервисом Horizon Worlds, но ведет переговоры с Roblox о переносе сервиса на гарнитуры Oculus.

Apple тем временем избегает использования термина metaverse и предпочитает вместо этого «пространственные вычисления». Но запуск гарнитуры Vision Pro, вероятно, еще больше ускорит рост иммерсивных виртуальных миров.

Работа над ошибками может дать Second Life второй шанс

Пока неизвестно, станет ли Second Life частью этого тренда, но самая старая метавселенная определенно повлияла на будущее сферы. Конкурировать с новыми платформами уже сложно, особенно с учетом допущенных ошибок, но при их пересмотре у Second Life есть второй шанс захватить сердца любителей метаверсии.

 

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях