Правительство поставило перед госкомпаниями задачу в рамках цифровой трансформации перейти на отечественное программное обеспечение. Уже в 2024 году на него должно приходиться минимум 70% закупок IТ-продукции. Многие частные компании, на которые формально это требование не распространяется, понимая конъюнктуру, идут на опережение и тоже активно русифицируются. Особенно активно это делают те, кто включены в цепочку государственных закупок как поставщики услуг.
В одних сферах этот процесс идет быстрее, в других — в силу разных причин тормозится. Сергей Липов, директор по информационным технологиям EdgeЦентр, рассказывает про кейсы, которые позволяют оценить, как отрасль адаптируется к новым условиям.
Активнее всего на отечественный софт в рамках политики импортозамещения переходят государственные организации и ведомства. Дело в том, что практически все они сегодня уже тесно работают с АСУ «Госуслуги»: автоматизированной системой, которая позволяет гражданам РФ получать различные государственные услуги в электронном виде. «Госуслуги» по понятным причинам изначально создавались на основе отечественного программного обеспечения. Российское ПО призвано гарантировать им соблюдение требований безопасности и сохранения конфиденциальных данных.
Успешно использует отечественные образовательные и научные программы и сектор образования. В качестве примера можно привести отечественную образовательную платформу Учи.Ру: она предоставляет доступ к онлайн-курсам по школьным предметам для 1-11 классов, а также курсы по подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, курсы по внешкольным занятиям.
Развертывание программного обеспечения на Учи.Ру осуществляется с помощью программы Shaman, разработанной самой компанией. А адаптивность образовательного процесса обеспечивают технологий искусственного интеллекта: он собирает и анализирует данные о процессе обучения, выстраивая индивидуальные программы обучения для пользователей.
Отечественные системы электронной медицинской документации, решения для телемедицины и другие медицинские программы активно разрабатываются и внедряются и в сфере здравоохранения. В их числе — российская платформа для проведения удаленных медицинских консультаций «Телемед», созданная на основе отечественного ПО. Сервис позволяет оперативно, по телефону или через интернет, обратиться к врачу и получить четкий алгоритм действий.
Разумеется, в авангарде и телекоммуникации. Эта отрасль сейчас в массовом порядке переходит на отечественные операционные системы и решения для обработки больших данных. К примеру, собственную ОС успешно использует российский оператор мобильной связи Yota.
Что касается наиболее удачных кейсов, то хочется отметить проект «Астра Линукс»: отечественная ОС на базе ядра Linux. Уже сегодня она успешно используется во многих государственных организациях и военных структурах. «Астра Линукс» обеспечивает степень защиты обрабатываемой информации до уровня государственной тайны, сертифицирована в системах сертификации средств защиты информации Минобороны РФ, ФСТЭК и ФСБ, а также включена в Единый реестр российских программ Минкомсвязи РФ. И в обозримом будущем, очевидно, будет внедряться все более широко.
Но уже есть и истории провалов. К ним можно отнести попытку создания отечественного аналога Skype: платформы «Видеосвязь». Этот проект, несмотря на все вложения, так и не получил распространения из-за низкого качества предоставляемых услуг.
Резюмируя, можно сказать, что успешность перехода на отечественное ПО в значительной степени зависит от качества предлагаемых решений, их удобства использования. Не бывает чудес: нельзя создать на ровном месте уникальный продукт, способный полноценно заместить разработки мощных западных структур с солидной историей, внушительными инвестициями, серьезной кадровой базой. Однако при должных вложениях в разработку и поддержку отечественного софта, он вполне способен не только на равных конкурировать с импортным ПО, но и превосходить его по многим параметрам.