В «Точке кипения» прошла дискуссия о человеке и искусстве в эпоху технократии

19 мая в пространстве «Точка кипения» в Санкт-Петербурге состоялось событие на стыке гуманитарного и технологического — вернисаж-дискуссия «Человек в эпоху технократии». Организованная в коллаборации art&science проекта ГЕНЕЗИС и журнала «Компьютерра», выставка и последующее обсуждение собрали художников, теоретиков искусства, исследователей технологий и просто неравнодушных зрителей, чтобы задать главный вопрос: каково место человека и искусства в мире, где на сцену выходит искусственный интеллект?

Искусство в эпоху алгоритмов

Выставка открылась серией произведений, созданных как в традиционных техниках, так и с участием нейросетей. Среди участников — художники из разных городов России, некоторые из которых подключились к разговору онлайн. Открытие сопровождалось дискуссией о границах авторства: кто сегодня создатель искусства — художник или нейросеть, а может быть — их тандем?

Калинников Михаил, «Селфи». Бумага, сухая пастель, 30х40, 2024 гг.
Олеся Рубинова, «Гнездо», 75х105. Холст, акрил, советские значки. 2025 гг.

Никита Мошкалов, один из основателей проекта «ГЕНЕЗИС», выступил с тезисом о том, что нейросеть не может быть признана автором, так как не несет ответственности за результат. Его точку зрения поддержала Александра Радушинская, куратор и модератор дискуссии, подчеркнувшая важность гуманитарного взгляда и призвавшая не делать технологии «друзьями» человека, а использовать их как инструмент, не принижая роль мышления и интуиции.

Цифровая идентичность

Выставка стала площадкой для диалога между личной памятью, эстетикой и новыми цифровыми реальностями. В выступлениях авторов особенно ярко прозвучала тема идентичности — как личной, так и коллективной.

Художница Олеся Рубинова, автор работы под названием «Гнездо» рассказала, как картина стала мостом между её советским детством на Байкале и текущими исследованиями в области нейросетей. Используя советские значки и образы бытовой техники — магнитофона, радиоприёмника, проигрывателя — она создала визуальный коллаж, который объединяет прошлое и настоящее. Эти элементы соседствуют с символами цифровых сетей, создавая ощущение переходного состояния, в котором находится современный человек.

Автор Калинников Михаил показал работу «Селфи», на которой вместо лица — пустота. Лишь руки с телефоном и свитер — анонимность как метафора утраты «я» в эпоху аватаров, QR-кодов и цифровых масок. Это размышление о том, как технологии влияют на самоощущение и визуальное самопредставление человека.

Калинников Михаил, «Селфи». Бумага, сухая пастель, 30х40, 2024 гг.

Человек как пчела в технократическом улье

Центральное место экспозиции заняла картина Инги Дороховой «Все связано» или «CompuTerra vita Homo Creativu», созданная специально к выставке. Символом произведения стала пчела — образ творца, способного извлекать из многообразия информации суть и трансформировать её в художественный образ. «Изобилие, информация, возможности — вот что открывает перед человеком мир технологий», — отметила художница, демонстрируя композицию, сочетающую гексагональные узоры, поталь, образы из сказок Бажова и отсылки к чат-ботам.

В работах других участников проявились темы цифровой идентичности, памяти, смешения эпох и метафизики цифровых следов. Кто-то рассматривал искусственный интеллект как соавтора, кто-то — как инструмент, а кто-то — как зеркало, в котором человек видит самого себя.

Дорохова Инга. «Все связано» или «CompuTerra vita Homo Creativus». Холст, смешанная техника. 60х60. 2025 гг.

Когда вопросы важнее ответов

Особое внимание привлекло выступление Анны Воронковой, искусствоведа и автора книги «Творцы будущего» (релиз — конец мая). Воронкова напомнила о прецеденте Стивена Талера и его попытке зарегистрировать произведение, созданное ИИ, как объект авторского права. Она задала аудитории важные вопросы: «Что сегодня является сутью искусства — форма или концепт?», «Какую роль играет зритель в определении ценности?», и «Может ли алгоритм вдохновить?»

Главный редактор «Компьютерры» Дмитрий Ишков обозначил ключевую мысль вечера: «Художник не предсказывает будущее — он демонстрирует, к какому будущему мы готовы уже сейчас». Он также подчеркнул явление «инфляции контента»: в мире, где производится неисчислимое количество визуальной информации, настоящую ценность начинают определять не только технология, но и глубина, внимание и смысл.

Что определяет искусство: человек, алгоритм или общество?

Один из самых острых и неоднозначных вопросов дискуссии — что сегодня делает объект искусством? Участники обсуждали критерии, по которым мы приписываем произведению художественную ценность.

Звучал пример Марселя Дюшана и его знаменитого писсуара: «Если художник говорит, что это искусство — так тому и быть». Но возможно ли это утверждение в эпоху, когда создателем произведения становится алгоритм?

Анна Воронкова напомнила, что в Японии уже закреплено право ИИ на авторство, и задала вопрос: если искусство определяется экспертами, то кто эти эксперты в новой реальности? Может ли это быть сам искусственный интеллект?

Александра Радушинская, «Галактика Интернет», 100х120. Холст, масло, золото, серебро. 2021 гг.

Дмитрий Ишков добавил важный аспект — экономику внимания. В условиях, когда контент обесценен избытком, возникает идея, что искусство может вернуть ценность только через ограниченность доступа или эмоциональную вовлеченность.

Разговор вышел за рамки эстетики — речь шла о власти, ответственности и субъекте творчества. Ведь если нейросеть не может нести ответственность, может ли она быть соавтором? Или же именно реакция зрителя, коллективный консенсус, делает объект искусством?

Выставка продолжит работу до 6 июня в «Точке кипения» (Санкт-Петербург, пл. Труда, 8). Все работы также доступны на сайте журнала «Компьютерра». 

 

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях