19 мая в пространстве «Точка кипения» в Санкт-Петербурге состоялось событие на стыке гуманитарного и технологического — вернисаж-дискуссия «Человек в эпоху технократии». Организованная в коллаборации art&science проекта ГЕНЕЗИС и журнала «Компьютерра», выставка и последующее обсуждение собрали художников, теоретиков искусства, исследователей технологий и просто неравнодушных зрителей, чтобы задать главный вопрос: каково место человека и искусства в мире, где на сцену выходит искусственный интеллект?
Искусство в эпоху алгоритмов
Выставка открылась серией произведений, созданных как в традиционных техниках, так и с участием нейросетей. Среди участников — художники из разных городов России, некоторые из которых подключились к разговору онлайн. Открытие сопровождалось дискуссией о границах авторства: кто сегодня создатель искусства — художник или нейросеть, а может быть — их тандем?

Никита Мошкалов, один из основателей проекта «ГЕНЕЗИС», выступил с тезисом о том, что нейросеть не может быть признана автором, так как не несет ответственности за результат. Его точку зрения поддержала Александра Радушинская, куратор и модератор дискуссии, подчеркнувшая важность гуманитарного взгляда и призвавшая не делать технологии «друзьями» человека, а использовать их как инструмент, не принижая роль мышления и интуиции.
Цифровая идентичность
Выставка стала площадкой для диалога между личной памятью, эстетикой и новыми цифровыми реальностями. В выступлениях авторов особенно ярко прозвучала тема идентичности — как личной, так и коллективной.
Художница Олеся Рубинова, автор работы под названием «Гнездо» рассказала, как картина стала мостом между её советским детством на Байкале и текущими исследованиями в области нейросетей. Используя советские значки и образы бытовой техники — магнитофона, радиоприёмника, проигрывателя — она создала визуальный коллаж, который объединяет прошлое и настоящее. Эти элементы соседствуют с символами цифровых сетей, создавая ощущение переходного состояния, в котором находится современный человек.
Автор Калинников Михаил показал работу «Селфи», на которой вместо лица — пустота. Лишь руки с телефоном и свитер — анонимность как метафора утраты «я» в эпоху аватаров, QR-кодов и цифровых масок. Это размышление о том, как технологии влияют на самоощущение и визуальное самопредставление человека.

Человек как пчела в технократическом улье
Центральное место экспозиции заняла картина Инги Дороховой «Все связано» или «CompuTerra vita Homo Creativu», созданная специально к выставке. Символом произведения стала пчела — образ творца, способного извлекать из многообразия информации суть и трансформировать её в художественный образ. «Изобилие, информация, возможности — вот что открывает перед человеком мир технологий», — отметила художница, демонстрируя композицию, сочетающую гексагональные узоры, поталь, образы из сказок Бажова и отсылки к чат-ботам.
В работах других участников проявились темы цифровой идентичности, памяти, смешения эпох и метафизики цифровых следов. Кто-то рассматривал искусственный интеллект как соавтора, кто-то — как инструмент, а кто-то — как зеркало, в котором человек видит самого себя.

Когда вопросы важнее ответов
Особое внимание привлекло выступление Анны Воронковой, искусствоведа и автора книги «Творцы будущего» (релиз — конец мая). Воронкова напомнила о прецеденте Стивена Талера и его попытке зарегистрировать произведение, созданное ИИ, как объект авторского права. Она задала аудитории важные вопросы: «Что сегодня является сутью искусства — форма или концепт?», «Какую роль играет зритель в определении ценности?», и «Может ли алгоритм вдохновить?»
Главный редактор «Компьютерры» Дмитрий Ишков обозначил ключевую мысль вечера: «Художник не предсказывает будущее — он демонстрирует, к какому будущему мы готовы уже сейчас». Он также подчеркнул явление «инфляции контента»: в мире, где производится неисчислимое количество визуальной информации, настоящую ценность начинают определять не только технология, но и глубина, внимание и смысл.
Что определяет искусство: человек, алгоритм или общество?
Один из самых острых и неоднозначных вопросов дискуссии — что сегодня делает объект искусством? Участники обсуждали критерии, по которым мы приписываем произведению художественную ценность.
Звучал пример Марселя Дюшана и его знаменитого писсуара: «Если художник говорит, что это искусство — так тому и быть». Но возможно ли это утверждение в эпоху, когда создателем произведения становится алгоритм?
Анна Воронкова напомнила, что в Японии уже закреплено право ИИ на авторство, и задала вопрос: если искусство определяется экспертами, то кто эти эксперты в новой реальности? Может ли это быть сам искусственный интеллект?

Дмитрий Ишков добавил важный аспект — экономику внимания. В условиях, когда контент обесценен избытком, возникает идея, что искусство может вернуть ценность только через ограниченность доступа или эмоциональную вовлеченность.
Разговор вышел за рамки эстетики — речь шла о власти, ответственности и субъекте творчества. Ведь если нейросеть не может нести ответственность, может ли она быть соавтором? Или же именно реакция зрителя, коллективный консенсус, делает объект искусством?
Выставка продолжит работу до 6 июня в «Точке кипения» (Санкт-Петербург, пл. Труда, 8). Все работы также доступны на сайте журнала «Компьютерра».