В своем годовом отчете Яндекс выделил ключевые факторы, влияющие на развитие компании: стремительный рост технологий ИИ, усиление конкуренции и ужесточение регуляторных требований.
Основными факторами, влияющими на отрасли, в которых работает Яндекс, являются технологический прогресс, инновации, конкуренция и регуляторные требования. Развитие ИИ, машинного обучения и аналитики данных повышает эффективность сервисов, автоматизирует процессы и создает новые возможности. Инновации в области искусственного интеллекта могут привести к появлению новых продуктов и улучшению существующих. Конкуренция за пользователей и персонал заставляет компании предлагать более качественные решения, а регуляторные изменения могут как стимулировать, так и ограничивать развитие отраслей.
На бизнес Яндекса могут повлиять новые ИИ-модели, включая GPT-4 и DeepSeek, которые способны генерировать качественный контент и требуют меньше вычислительных ресурсов. Сам Яндекс активно развивает свои технологии, представив YandexGPT 5, сопоставимый по качеству с конкурентами и уже используемый в Алисе (аудитория — более 70 млн человек в месяц). Однако усиление конкуренции, например, со стороны Microsoft и Google, внедряющих ИИ в поиск и ассистентов, может привести к оттоку пользователей.
Для разработки новых языковых моделей требуются значительные ресурсы и квалифицированные специалисты. Яндекс делает ставку на обучение и внедрение передовых решений, инвестируя в технологии и привлекая экспертов по машинному обучению. Кроме того, рост популярности ИИ-продуктов может изменить способы монетизации поиска, вынуждая компанию адаптировать свои инструменты.