Согласно новому рейтингу Smart Ranking, совокупная выручка 100 крупнейших технологических компаний России (BigTech 100) в 2024 году достигла 6,7 трлн рублей. По сравнению с 2022 годом показатель вырос на 95%.
Суммарная выручка 100 крупнейших российских ИТ-компаний за 2024 год достигла 6,7 трлн рублей, что на 95% больше, чем в 2022-м. При этом 70% этого объема — 4,6 трлн рублей — пришлось на топ-10 игроков, включая «Яндекс», VK, Wildberries, Ozon, Сбер, МТС и «Ростелеком». Такой рост стал возможен благодаря нескольким ключевым факторам: уходу западных компаний с рынка, активной цифровизации бизнеса, буму M&A-сделок (объем которых в ИТ-секторе за год вырос в 10 раз) и привычке потребителей к онлайн-сервисам, сформированной еще в пандемию.
Большинство лидеров рейтинга — экосистемы, предлагающие широкий спектр услуг: от платежей и доставки еды до телемедицины и развлечений. Например, «Яндекс» за два года увеличил выручку на 110%, до 1,95 трлн рублей, Wildberries — на 108%, до 657,5 млрд, а ИКС-холдинг показал рекордный рост в 198%. При этом некоторые ниши, такие как Proptech (недвижимость) и Classified (рынок вакансий), остаются слабо освоенными из-за конкуренции с узкоспециализированными игроками вроде «Циана» и HeadHunter.
Финансовые сервисы стали самым быстрорастущим направлением среди ИТ-компаний — их доля в общей выручке топ-100 оказалась наибольшей. Это связано с растущим спросом на удобные цифровые решения, а также активным внедрением технологий ИИ и big data. При этом лишь 11 из 100 компаний рейтинга являются публичными: высокие ставки ЦБ сдерживают выход на IPO, и бизнес ждет их снижения до 10%.
Еще один тренд — гонка в разработке искусственного интеллекта. После успеха ChatGPT российские компании активно создают аналоги: «Яндекс» представил YandexGPT и нейросеть «Шедеврум» для генерации изображений, Сбер развивает GigaChat и «Кандинского», а Т-Банк делает ставку на узкоспециализированные ИИ-решения. Лидеры отрасли ожидают от государства дополнительной поддержки в виде грантов, упрощения регуляторики и финансирования исследований.
Несмотря на впечатляющий рост, российский BigTech пока значительно уступает западным аналогам: например, выручка «Яндекса» в 25 раз меньше, чем у Google , а капитализация — в 157 раз. Ограниченный доступ к капиталу и сложности с выходом на глобальные рынки заставляют компании искать более гибкие и эффективные стратегии развития.