Эксперты F6 выяснили, как преступники обогащаются на бонусах из программ лояльности. В 2024 году обнаружили 72 Telegram-бота, торгующих баллами 55 российских сетей, от супермаркетов до АЗС.
Компания F6, специализирующаяся на борьбе с киберпреступностью, изучила российский рынок мошенничества с баллами программ лояльности. В 2024 году эксперты обнаружили 72 Telegram-бота, торгующих бонусами 55 российских торговых сетей и маркетплейсов. К маю 2025 года их количество сократилось вдвое. Остальные были заблокированы администрацией Telegram. Однако основные поставщики баллов на «серый» рынок продолжают бизнес, рекламируясь в Telegram-каналах, в том числе через рекламу в крупных Telegram-каналах, зарегистрированных в РКН.
Мошенники получают баллы двумя способами: взламывают личные кабинеты пользователей или взламывают системы ритейлеров, генерируя бонусы. Например, одна из атак позволила начислить 5 млн баллов в час. Покупатели баллов делятся на две группы: перекупщики, которые приобретают товары со скидкой для дальнейшей перепродажи, и обычные потребители, желающие сэкономить.
Средняя цена бонусов в теневых ботах — 20-30% от номинала. Например, 3000 баллов могут стоить 600–1000 рублей. Баллы продают в виде штрихкодов, QR-кодов или записывают на пластиковые карты.
«Развитию подпольного бизнеса на программах лояльности способствуют несколько факторов. Нет отдельного нормативного акта, который регулировал бы бонусные программы и карты лояльности как самостоятельный объект права. Кроме того, у многих ритейлеров мы отмечаем слабый уровень защиты программ лояльности. Страдают от этого в первую очередь клиенты, которые лишаются своих честно накопленных бонусов».
Вера Коленикова, специалист департамента компании F6 по расследованию высокотехнологичных преступлений
В России баллы не приравнены к деньгам, поэтому мошенники редко несут ответственность. F6 рекомендует ритейлерам усилить защиту: внедрить антифрод-системы, проводить аудит программ лояльности и применять KYC-проверки для блогеров, распространяющих промокоды.