Информационные технологии все глубже проникают в повседневную жизнь, а общественное восприятие этого процесса — все менее однозначно. Россияне проявляют все больше прагматизма и интереса к технологиям, при этом не теряя бдительности к потенциальным угрозам. «Компьютерра» выяснила, как изменилось восприятие информационных технологий в обществе за год и почему ИИ больше не пугает, а тревожит по-новому.
От неопределенности к принятию
Согласно исследованию Школы коммуникаций НИУ ВШЭ и РОМИР, проведенному в 2024–2025 гг., общее отношение россиян к технологиям за год почти не изменилось, но выросла определенность: число тех, кто не обеспокоен их внедрением в быт, увеличилось до 42,6% (+3,1 п.п.), главным образом за счет сокращения нейтральной группы. В эмоциональном плане «современные технологии» продолжают вызывать скорее положительные чувства.
Средний балл по ряду эмоций — от воодушевления (3,29) до решительности (3,38) — остается стабильно выше среднего, а ярко выраженные негативные эмоции (страх, тревога, опасность) колеблются в районе 1,7 из 5, что не свидетельствует о панике.
Примечательно, что 61,5% респондентов считают технологии скорее полезными, чем опасными, и только 37,1% высказывают противоположную точку зрения. Однако 52% уверены: технологии развиваются настолько стремительно, что люди не успевают их осваивать. Это тревожит лишь 27% — сигнал, что общество скорее признает вызов, чем боится его.
Новые опасения по поводу ИИ
Второй год подряд в массовом сознании ИИ замещает абстрактное понятие «информационных технологий». Он стал повседневной темой: уже 39,2% используют ИИ (против 27,3% годом ранее), а 17,3% делают это регулярно.
В то же время снизились оценки вероятности апокалиптических сценариев: страх, что ИИ выйдет из-под контроля, выражают 30,7% опрошенных, что на 3,7 п.п. меньше, чем в 2024 году, а угрозу существованию человечества с его стороны видят лишь 27% (–10,3 п.п.).
Основные опасения, связанные с ИИ, приобретают все более прикладной характер: 50,4% респондентов считают, что чрезмерное использование ИИ приведет к утрате критического мышления, 49,9% — что активное внедрение ИИ в школы может ухудшить интеллектуальное развитие детей. Ожидается, что технологии будут влиять не на глобальный исход цивилизации, а на личную способность адаптироваться, понимать и мыслить.
Ожидание профессиональных изменений сохраняется: 43,1% россиян считают исчезновение отдельных профессий вполне возможным сценарием, однако лишь 18,7% готовы сменить профессию, в то время как 37,7% открыты к дополнительному обучению и развитию навыков.
Особенно интересен тот факт, что готовность к обучению чаще демонстрируют те, кто изначально позитивно воспринимает ИТ. Это говорит о важности общего отношения к технологиям как фактора, формирующего поведение. Позитивное восприятие — не просто эмоциональная реакция, а основа проактивной жизненной стратегии в эпоху цифровой трансформации.
Боятся, но ничего не делают: главный парадокс
Самыми острыми страхами остаются угрозы, связанные с персональной безопасностью, — эти показатели выросли по сравнению с 2024 годом. Потеря денег в результате утечки данных волнует 60,6% (+3,2 п. п.), кража персональной информации — 59,2% (+3,8 п. п.), кибератаки — 57,7% (+5,9 п. п.).
Однако активных мер для защиты предпринимает меньшинство. Лишь 28,2% отказываются от сервисов, где требуют личные данные, 25,6% проверяют безопасность сайтов, а соглашения о конфиденциальности читают только 22,4%.
Парадоксально, но высокий уровень тревожности не всегда означает высокую цифровую грамотность: обеспокоенные пользователи чаще всего ограничиваются отказом от использования сервисов, вместо того чтобы применять комплексные инструменты защиты.
Дети остаются одной из ключевых точек тревожности. 51,1% респондентов уверены, что современные технологии могут негативно повлиять на развитие ребенка — привести к снижению успеваемости и проблемам социализации. Эта обеспокоенность остается на уровне прошлого года, но в поведении родителей наблюдается спад активности: профилактические беседы с детьми проводят лишь 43,9% (–1,5 п. п.), а ограничение времени в интернете снизилось с 41% до 33,5%.
При этом использование технических инструментов защиты, таких как «родительский фильтр», выросло с 31,5% до 34,5%. Однако общий тренд говорит о снижении личной вовлеченности родителей. Они чаще надеются на технологии, чем на диалог, что может усиливать разрыв между поколениями в цифровой среде.
Медийный сдвиг: от абстракции к реальности
Медиаанализ показал интересную трансформацию дискурса. Количество публикаций о «восстании ИИ» сократилось на 49%, а их просмотры — на 47%, но эта тема все еще остается одной из самых популярных. В то же время кибербезопасность выросла в упоминаниях в 7,1 раза, а защита данных — в 2,3 раза. Это указывает на смещение внимания общества от абстрактных страхов к реальным угрозам.
Кроме того, появились новые темы, ранее отсутствовавшие в медийном поле: возможная гонка ИИ-вооружений (27,6 тыс. публикаций), замена врачей ИИ (30 тыс.) и, особенно, недоверие к информации, сгенерированной ИИ — эта тема привлекла аудиторию в 618 млн человек. Речь идет о качественной эволюции — обсуждение становится точнее, экспертнее, а внимание фокусируется на деталях.
Социальные различия
Исследование выделяет пять поведенческих сегментов: от «техно-профи» до «тревожных». Первые уверены, активно используют технологии и демонстрируют низкую тревожность. Последние же выражают озабоченность, но при этом тоже пользуются ИТ — чаще на базовом уровне. Самая тревожная группа проявляет парадокс: они боятся технологий, но продолжают взаимодействовать с ними без системной защиты.
Особый интерес вызывает группа повседневных пользователей — большинство населения. Они адаптированы к технологиям, но начинают выражать беспокойство, особенно в темах ИИ и персональных данных. Это потенциальная точка роста для программ цифровой грамотности: с такими пользователями проще выстраивать диалог, опираясь на уже существующий цифровой опыт.
Выводы
Восприятие технологий в российском обществе продолжает меняться: от полярного страха и восхищения — к более зрелому, прагматичному и прагматично-критическому взгляду. Угроза цифрового неравенства пока не на первых позициях — ее боятся лишь 37%, но растет тревожность по поводу утраты моральных ориентиров и ухудшения детского развития.
Одним из ключевых вызовов остается разрыв между обеспокоенностью и готовностью действовать. Несмотря на то, что большинство осознает возможные угрозы, лишь немногие предпринимают реальные шаги к защите себя или адаптации. Это делает необходимым развитие образовательных программ и инициатив цифровой грамотности, ориентированных не столько на знания, сколько на практическое поведение в цифровой среде.