В России вырос спрос на аренду темного волокна — неиспользуемых участков оптоволоконных линий для передачи данных. Об изменениях на рынке сообщили в «Ведомостях». «Компьютерра» узнала у представителей рынка почему бизнес стал чаще использовать темные волокна вместо прокладывания собственных линий и почему в России не получится наладить полноценное производство оптоволокна.
По информации ИТ-интегратора «Телеком биржа», за первые пять месяцев 2025 года заинтересованность в аренде темного оптоволокна увеличилась на 20%. Опрос проводился среди 200 руководителей ИТ-подразделений из промышленной, банковской и розничной сфер. За год спрос на неиспользуемые участки оптоволоконных линий вырос с 15% до 35%. Еще 47% опрошенных проявляют интерес к технологии, и только 22% пока не рассматривают ее в качестве необходимой.
Темное волокно — это оптические волокна оставленные в резерве, и которые не задействованы для передачи данных. Их прокладывают заранее, чтобы использовать в случае отказа основных линий связи. Название обусловлено тем, что по этим волокнам не проходит световой сигнал, применяемый для передачи информации — они остаются «темными».
По оценке «Телеком биржи», текущий объем рынка аренды темного волокна в России составляет от 15 до 25 млрд рублей в год. К 2030 году этот показатель может достигнуть 30–40 млрд рублей. Сегодня этот сегмент занимает от 10% до 30% рынка волоконной связи.
Эффективный менеджмент или провальная стратегия?
Генеральный директор «ПТМ-Телеком» Алексей Иванов пояснил, что схема с продажей темного волокна возникла благодаря предусмотрительности операторов на этапе закупок.
«Если оператор умный, он не экономит на количестве волокон в кабеле. Он берет большую емкость, чтобы увеличить срок службы кабельного тракта, так как в случае каких-то проблем можно будет перейти на другие волокна. Однако российские операторы начали продавать незадействованные волокна другим операторам — чтобы немного заработать».
Алексей Иванов, генеральный директор «ПТМ-Телеком»
Рост интереса к аренде подтверждают и представители крупных российских компаний — Softline, «МегаФон», «Обит», ВТБ и Wildberries & Russ. По словам представителя пресс-службы МТС Ирины Дерюгиной, компания в рамках проекта по созданию АТС BTS-отелей планирует предоставлять в аренду другим операторам свободные волокна в транспортной сети для подключения к базовым станциям.
«В рамках обменных программ мы взаимодействуем с другими операторами связи и используем волокна российских производителей. После 2021 года ситуация для нас никак не изменилась, мы и ранее практиковали обмены волокнами, не видим проблем с приобретением волоконно-оптических кабелей», — пояснила она.
Как отмечают эксперты, темное волокно востребовано прежде всего у организаций с распределенной ИТ-инфраструктурой и высокой нагрузкой на каналы передачи данных. На операторов связи и центры обработки данных приходится порядка 50% арендуемых линий. Банковский сектор использует 26% каналов, онлайн-сервисы — 17%, промышленные предприятия — около 6%.
Основной драйвер роста — экономия. Если в 2021 году строительство одного километра собственной волоконно-оптической линии связи обходилось в среднем в 1,5 млн рублей, то в 2024 году — уже 2–2,5 млн. В то же время аренда одного километра стоит порядка 10 тыс. рублей в месяц.
Остается только закупать?
Однако дефицит инфраструктуры сохраняется. Доступность темного волокна зависит от региона, а объемы ввода новых линий сокращаются. По словам Алексея Иванова, единственный завод по производству оптического волокна в России — «Оптиковолоконные системы» — сильно зависит от экспорта заготовок для производства конечного продукта.
«Основная сложность — именно в производстве заготовок, а не в вытяжке. В Китае, условно, вытягивают в каждом дворе. Эти процессы сегодня настолько автоматизированы, что любой серьезный поставщик может «под ключ» наладить оборудование для вытягивания. Но основная проблема — создание преформы. То есть все технологии и все ноу-хау — в заготовках».
Алексей Иванов, генеральный директор «ПТМ-Телеком»
Также изменилась структура поставок — доля китайских производителей (в частности, YOFC и Hengtong) выросла с 6% в 2021 году до 73% в 2024-м, практически полностью вытеснив американских и японских поставщиков.
Как рассказали в пресс-службе «Ростелекома» ни один кабельный завод не покупает большое количество оптических волокон на склад. «Оптическое волокно необходимого типа покупается только в необходимых количествах под конкретный проект. Альтернативные поставщики оптических волокон есть. Есть еще и параллельный импорт», — добавили представители компании.
Вывод
Спрос на аренду темного волокна как более экономичную и гибкую альтернативу строительству собственных линий связи растет. Однако дальнейшее развитие рынка ограничено дефицитом инфраструктуры и зависимостью от импорта компонентов из Китая для производства оптоволокна. Получение более дешевого готового продукта из США и Японии затруднено санкциями, а самостоятельное производство в России невозможно без заготовок для полного цикла производства кабелей.