Продажи российского ПО в 2024 году в «дружественных» государствах выросли, впервые превысив доходы от «недружественных» стран. Экспорт в страны Глобального Юга достиг ₽524 млрд, а ключевыми драйверами стали Ближний Восток и СНГ.

Продажи российских софтверных компаний в «дружественных странах» дальнего зарубежья в 2024 году выросли, тогда как доходы от «недружественных стран» продолжили снижаться. Впервые экспорт российского ПО в страны Глобального юга превысил продажи в государствах, которые ввели против России санкции.
Общий экспортный доход отрасли увеличился на 11% в рублях и на 2% в долларах, достигнув 524 млрд рублей и 5,66 млрд долларов. Почти половина зарубежных продаж приходится на страны Ближнего зарубежья, 32% — на «дружественные» дальние страны и 22% — на «недружественные».
«У нас очень сильное ИТ, мы можем разрабатывать ПО мирового уровня. И чтобы выйти с ними на международный рынок, нужно выращивать внутри страны национальных чемпионов, компании-лидеры в своих сегментах. Они создают зрелые продукты, у них качественная поддержка, широкая клиентская база и большой опыт внедрения. Они готовы конкурировать на мировом уровне».
Давид Мартиросов, генеральный директор вендора «Базис»
Рост продаж в 2024 году во многом обеспечили Ближнее зарубежье и Ближний Восток, но наиболее перспективным направлением считается Южная и Восточная Азия с населением около 4 млрд человек и долей в 25-30% мирового ИТ-рынка. Однако быстрого роста продаж в этом регионе в 2025-2026 годах не ожидается — рынок сложен для освоения.
«Присутствие российских экспортеров «в дружественных странах» создает возможности для масштабирования проектов внедрения российских программных продуктов. На руку крупным российским вендорам может играть и факт существенной нехватки в «дружественных странах» местного квалифицированного ИТ-персонала в рамках реализации масштабных цифровых проектов».
Александр Рожков, директор по развитию международного бизнеса ГК Softline
Успешный выход на азиатские рынки требует новой бизнес-модели, включающей трансфер технологий цифрового суверенитета в обмен на доступ к местному рынку, поскольку прямые поставки ПО малоперспективны из-за программ поддержки локальных производителей.
Хотя в Европе и США продолжают работать более 10% российских софтверных компаний, объем продаж там сокращается. Эти рынки теряют привлекательность: лишь 5-6% компаний рассматривают возможность выхода туда. Наибольший прогресс по присутствию российских разработчиков отмечается на Ближнем Востоке и в странах Ближнего зарубежья.
