Стало известно, как новые законы изменят коммуникацию с должниками

С 1 сентября 2025 года российские коллекторы обязаны полностью отказаться от анонимных звонков и фиксировать каждый контакт с должником. На фоне ужесточения законодательства компании массово переходят на голосовых ИИ-ассистентов — по данным исследования, такие системы уже помогают 94% организаций сокращать издержки при полном соблюдении новых требований.

Современные ИИ-технологии меняют подход к взысканию долгов. Компании все чаще внедряют голосовых ассистентов — не только ради экономии, но и для повышения управляемости процессов, соблюдения законодательства и снижения репутационных рисков. По данным исследования «Яков и Партнеры», 94% компаний отмечают сокращение затрат после внедрения ИИ.

На фоне появления новых требований к прозрачности взыскания — запрета на анонимные звонки и усиления контроля ФССП — спрос на голосовые ИИ-ассистенты резко возрастает, считает директор по продажам разработчика голосовых помощников Fromtech Юлия Седченко.

С 1 сентября 2025 года вступают в силу два ключевых законодательных изменения, которые повлияют на рынок коллекторских услуг и практику взыскания. Первое — закон № 137-ФЗ, наделяющий ФССП правом запрашивать у операторов связи и бюро кредитных историй информацию о звонках и сообщениях в рамках рассмотрения жалоб от должников. Каждый контакт с должником должен быть задокументирован и верифицирован.

«Голосовые роботы изначально соответствуют этим требованиям: все разговоры автоматически записываются, сценарии продуманы и согласованы заказчиком, а данные передаются по защищенным каналам. Там, где человек может ошибиться или отступить от сценария диалога, ИИ строго следует регламенту».

Юлия Седченко, директор по продажам разработчика голосовых помощников Fromtech

Второе законодательное изменение — поправки в 230-ФЗ, запрещающие анонимную связь. Все звонки и сообщения должны будут исходить только с номеров, зарегистрированных на компанию и зафиксированных в договоре с оператором связи. Также вводится обязательное указание инициатора, коллектора или кредитора, в буквенно-символьной форме при каждом контакте.

«Это приведет не только к росту расходов на каждый контакт — до +30% по оценкам рынка, — но и к снижению контактности: должники будут чаще игнорировать «подписанные» вызовы. В этих условиях автоматизация с помощью ИИ становится ключом к эффективности и снижению издержек».

Юлия Седченко, директор по продажам разработчика голосовых помощников Fromtech

Во Fromtech подчеркивают: автоматизация помогает бизнесу не только экономить, но и минимизировать юридические риски. Все разговоры фиксируются, сценарии утверждены, передача данных защищена. Голосовой ИИ становится стандартом безопасной и корректной коммуникации для взыскания в новых правовых условиях.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях