Сертификация по-новому: что изменится для производителей и импортеров телеком-оборудования

Минпромторг России реформирует систему подтверждения российской техники. Всю работу по проверке производителей теперь будет делать специальное учреждение — Всероссийский научно-исследовательский институт радиоэлектроники.  В статье разберем нововведения в системе сертификации, их влияние на отрасль и мнение представителей рынка.

Новая система сертификации

Министерство промышленности и торговли России (Минпромторг) опубликовало проект приказа, кардинально реформирующий систему подтверждения российского происхождения телекоммуникационного оборудования. 

Ключевое изменение — передача всех функций по организации и проведению проверок производителей Федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоэлектроники» (ВНИИР), подведомственному Минпромторгу.

В чем суть изменений?

Единый оператор

ВНИИР становится единственным уполномоченным учреждением, ответственным за проведение проверок выполнения производителями «отдельных условий и технологических операций». Эти условия являются обязательными для включения оборудования в реестр российской промышленной продукции согласно разделу IX приложения к Постановлению Правительства РФ № 719 от 17 июля 2015 г. «О подтверждении производства российской промышленной продукции» (ПП № 719).

Отмена предыдущих актов

Приказ признает утратившими силу семь предыдущих приказов Минпромторга (изданных в период с 2020 по 2025 гг.), регулировавших различные аспекты проверок и локализации телеком-оборудования, включая порядок выездных проверок, требования локализации, методики оценки и даже состав Межведомственного экспертного совета (МЭС). Это консолидирует процедуру.

Детальная процедура

Документ устанавливает исчерпывающий «Порядок проведения проверки…» (Приложение №1), включающий:

  • Определения ключевых понятий (телеком-оборудование, заявитель, эксперты, документарная и выездная проверки и т.д.).
  • Перечень оборудования, подлежащего проверке (классифицированного по кодам ОК 034-2014, Приложение №1 к Порядку).
  • Детальные требования к технологическим операциям, которые проверяются (использование российских печатных плат, интегральных схем 1-го/2-го уровня локализации, другой российской электронной компонентной базы (ЭКБ), российского/союзного ПО из реестров).
  • Исчерпывающий список документов, которые производитель (заявитель) должен предоставить для проверки (конструкторская и техдокументация, документы на ПО, сведения о поставщиках, расчеты по локализации компонентов и т.д. – более 30 пунктов).
  • Поэтапную процедуру. подача заявления и документов, их анализ (документарная проверка), заключение договора на платную услугу, формирование экспертной группы, проведение выездной проверки (включая возможность ВКС), оформление акта и заключения.
  • Форму заключения о результатах проверки (Приложение №2 к Порядку).

Требования к экспертам

Отдельное Приложение №2 к приказу устанавливает жесткие требования к независимым экспертам, привлекаемым ВНИИР. Они должны иметь высшее профильное образование, не менее пяти лет опыта в радиоэлектронной промышленности и соответствовать одному из дополнительных критериев (более трех лет опыта разработки или эксплуатации телеком-оборудования/ПО, опыт НИОКР, статус преподавателя профильного ВУЗа или работника разработчика/производителя). Эксперты проходят отбор и включаются в специальный реестр ВНИИР.

Платность услуги

Проверка проводится на основании договора возмездного оказания услуг между заявителем и ВНИИР, тарифы устанавливаются институтом.

Итак, цель реформы — упрощение, унификация и централизация процедуры подтверждения соответствия телекоммуникационного оборудования требованиям локализации ПП № 719, повышение прозрачности и эффективности процесса.

Что это значит для рынка?

Централизация проверок локализации в руках ВНИИР означает для рынка телеком-оборудования фундаментальный сдвиг от отраслевого саморегулирования к жесткому государственному контролю. Упразднение Межведомственного экспертного совета (МЭС), где производители напрямую участвовали в оценке, устраняет конфликт интересов, но лишает процедуру ценной отраслевой экспертизы.

Хотя реформа призвана бороться с «переклейкой шильдиков» и повысить прозрачность, она несет серьезные риски. Главная угроза — техническая недостижимость новых требований по локализации электронной компонентной базы (ЭКБ) из-за отсутствия отечественных аналогов многих комплектующих, что производители открыто называют «недостижимыми показателями».

Это создает риск массового вывода оборудования из реестров и паралича поставок, особенно для госзаказа и операторов критической инфраструктуры.

Дополнительная нагрузка ляжет на малый бизнес из-за платности услуг ВНИИР и затрат на перепроектирование продукции. В то же время реформа открывает возможности для крупных игроков, делающих ставку на глубокую локализацию (как Yadro) и обладающих ресурсами для адаптации. 

Успех реформы зависит от гибкости регулятора: пересмотра нормативов по ЭКБ, поэтапного перехода без аннулирования действующих сертификатов и привлечения реальных отраслевых экспертов. 

Без этого баланса между стремлением к технологическому суверенитету и реальными возможностями рынка отрасль ждет рост цен, сокращение ассортимента и усиление зависимости от единственного центра принятия решений — ВНИИР.

Мнения представителей отрасли

Рынок телекоммуникационного оборудования положительно оценил передачу функций по организации проверок производителей для включения в реестр российской промышленной продукции от Минпромторга к ВНИИР и Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ. Этот шаг вызвал резонанс в отрасли, и эксперты, представители отраслевых предприятий и компании, такие как Yadro и Группа «Иртея», выразили свои мнения по этому поводу.

По словам представителей АНО «Консорциум «Телекоммуникационное оборудование», передача функций ВНИИР и ТПП обоснована:  

  • ВНИИ Радиоэлектроники, находящееся в ведении Минпромторга и имеющее богатый опыт в радиоэлектронике, особенно в сфере электронной компонентной базы (ЭКБ), будет заниматься проверкой заявителей и программного обеспечения. 
  • В свою очередь, Торгово-промышленная палата с ее разветвленной сетью и экспертизой в оценке производственных компетенций возьмет на себя проверку разработки и производства оборудования, а также выполнение других требований.

Кроме того, отраслевые компании настаивают на сохранении практики привлечения независимых экспертов для проверок. Эксперты, работающие в отрасли, обладают актуальными знаниями и опытом, которые могут дополнить экспертизу ВНИИР и ТПП. Новый приказ предусматривает привлечение внешних специалистов, что соответствует потребностям производителей.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях