«РЖД» переживает крупнейший системный кризис за последние годы. На фоне падения объемов грузоперевозок и обострившегося финансового дефицита компания отправляет сотрудников в неоплачиваемые отпуска, замораживает масштабные инфраструктурные проекты и урезает инвестиции почти на 40%. Развитие Восточного полигона — ключевого направления в сторону Китая — поставлено на паузу. Чем все это грозит и как решать эту проблему, читайте в статье.

Неоплачиваемые отпуска и падение прибыли
С августа 2025 года «РЖД» перевела сотрудников центрального аппарата и управлений дорог на особый график: до конца года они обязаны брать по два дня неоплачиваемого отпуска ежемесячно. Эта мера — вынужденная попытка сдержать затраты на фоне стремительного падения доходов. Об этом сообщает РБК со ссылкой на источник.
Пресс-служба компании не стала комментировать ситуацию изданию, однако источник РБК утверждает, что без этого решения пришлось бы пойти на увольнение сотрудников. Причина — в снижении объемов грузоперевозок. За первое полугодие через сеть «РЖД» прошло 613,5 млн тонн грузов, что на на 6,6% меньше, чем годом ранее.
По последним данным, чистая прибыль компании сократилась в 22,6 раза — до 2,7 млрд рублей. Из планируемых 2,8 трлн рублей годовой выручки «РЖД» получит 2,711 трлн. И это — при росте издержек на обслуживание кредитов, которые из-за высоких ставок (16–17%) становятся все менее выполнимыми, а на новые займы государство наложило ограничение.
Стройка века на паузе
Еще в прошлом году государство делало ставку на Восточный полигон — проект по расширению БАМа и Транссиба, чтобы обеспечить экспорт ресурсов в страны Азии. Однако уже летом 2025 года планы свернулись: «РЖД» официально приостановила третий этап проекта, отложив его реализацию до лучших времен.
Объемы финансирования сократили в примерно в четыре раза. Если в 2024 году на развитие полигона выделяли около 360 млрд рублей, то теперь — лишь 75 млрд. Из 15 тыс. сотрудников на объектах осталось только треть.
При этом инвестиционная программа «РЖД» была урезана почти на 40% — с 1,3 трлн до 890 млрд рублей. Такой масштабный откат угрожает не только транспортной инфраструктуре, но и тысячам рабочих мест.
Инновации и антикризисные решения
Павел Попов, заместитель генерального директора, директор Санкт-Петербургского филиала, АО «НИИАС», делает акцент на инновационные решения — автоматизацию, проекты по снижению расхода топлива, внедрение беспилотных составов. Все это поможет компании выбраться из кризиса при правильном распределении ресурсов. Это особенно важно, поскольку дефицит кадров усиливается: население сокращается, а привлекать работников становится все сложнее.
«Находить людей с учетом того, что население сокращается, все сложнее и сложнее. И большинство это прекрасно понимает. Работы у людей становится больше, а рутинные мероприятия надо автоматизировать».
Павел Попов, заместитель генерального директора, директор Санкт-Петербургского филиала, АО «НИИАС»
Попов признает, что в перспективе 5 лет трудоемкость задач и кадровый голод потребуют перехода к технологическим решениям, даже если пока они не дают полной отдачи.
Владислав Онищенко, первый заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ, поясняет, что решение «РЖД» временно отправить сотрудников в неоплачиваемые отпуска — это антикризисная мера, продиктованная необходимостью сократить расходы без повышения тарифов на перевозки.
На строительство инфраструктуры в Дальневосточном регионе и на Транссибе эта мера не окажет существенного влияния в краткосрочной перспективе, так как работы ведутся по твердым контрактам, и непосредственное участие работников центрального аппарата «РЖД» в этих проектах минимально.
Если финансовые трудности продолжатся дольше полугода, последствия могут проявиться в виде замедления инфраструктурного развития. Однако, если кризис удастся преодолеть в ближайшие месяцы, заметных сбоев не произойдет.
«Эффекты если и будут, то они наступят в течение трех-шести месяцев, если эта история сохранится, а если до этого срока все закончится, то никаких значимых последствий вообще не будет».
Владислав Онищенко, первый заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ
Онищенко считает меру оперативной и временной, привязанной к снижению грузопотока. При восстановлении экономической активности и спроса на перевозки необходимости в ней больше не будет.
Вывод
«РЖД» сегодня балансирует на грани управляемого кризиса. Отказ от новых строек, вынужденные кадровые меры, резкое падение выручки и недофинансирование рискуют превратить локальные меры экономии в системную деградацию железнодорожной инфраструктуры.
Без срочного вмешательства — возможно, через прямое государственное субсидирование — крупнейшая транспортная компания России может не справиться, однако если антикризисные меры продлятся не больше полугода, то это не отразится ни на компании, ни на стоимости услуг.
Читайте также: «Удаленка, гибрид или офис? Что выбирают ИТ-компании в 2025 году».
