От облака к хабу: как российские провайдеры превращаются в экосистемы

На прошедшей пресс-конференции группа компаний «Рунити» представила новые сервисы — защищенное облако для персональных данных, пакет решений по информационной безопасности и цифровой хаб для запуска онлайн-бизнеса. 

Компания делает ставку на комплексный подход, пытаясь предложить рынку ответ на его ключевое противоречие: растущий спрос на гибкость облаков при сохраняющемся недоверии бизнеса к внешним провайдерам. О том, какие технологические и рыночные барьеры мешают росту российского облачного рынка, — читайте в нашем материале.

В Москве на встрече пресс-клуба группы «Рунити» компания сделала ряд анонсов, поделилась свежей аналитикой, инсайтами рынка и эксклюзивными материалами группы. 

По данным iKS-Consulting, с первого полугодия 2024 года по аналогичный период 2025 года рынок облачных технологий вырос в среднем на 26–28%. Однако, по прогнозам аналитиков, в дальнейшем рынок может начать терять позиции и сокращаться. Подразделение «Рег.облако», входящее в группу компаний «Рунити», за год показало рост на 35%. Сейчас компания продолжает развиваться, но конкретные показатели не раскрывает.

В «Рунити» также рассказали, что аудитория облачных услуг за год показывает рост по выручке: компании с маленькими чеками прибавили 28,82%, малые — 28,07%, средние — 34,54%, а крупные — рекордные 55,2%, что свидетельствует о заметном смещении фокуса рынка облачных услуг в сторону крупных компаний. В свою очередь, доля малых и средних чеков немного снизилась, в то время как крупные клиенты увеличили свою долю до 23%. 

Наибольшую выручку в облачных технологиях показывают ИТ-компании (37,94%), ритейл + e-commerce (27,58%) и компании, занимающиеся производством (9,2%).

Среди всех анонсов компании можно выделить три основных запуска: старт публичного облака для работы с персональными данными, выход группы на рынок информационной безопасности (ИБ) и цифровой хаб с комплексом услуг для запуска и развития бизнеса в онлайн-среде.

Облака без «непогоды»

«Рег.облако» запустило в публичном контуре защищенную облачную платформу по модели IaaS, полностью соответствующую требованиям федерального закона 152-ФЗ для работы с персональными данными. Ранее провайдер предлагал подобное решение только в частных инсталляциях, теперь же доступ к облаку получили и широкие категории клиентов.

Новый сервис ориентирован на организации из различных сфер — от госсектора и финансовых учреждений до e-commerce, фармацевтических компаний и ритейла, где работа с персональными данными требует строгого соблюдения законодательства и высоких стандартов ИБ.

Облако прошло все необходимые проверки и аттестацию, включая подтверждение соответствия приказу № 21 ФСТЭК России (о мерах защиты персональных данных). Оно размещено в изолированном сегменте центра обработки данных с усиленными мерами защиты:межсетевым экранированием, системами обнаружения вторжений, средствами канального шифрования и доверенной загрузки, а также антивирусной защитой.

Такой подход позволяет компаниям ускорять запуск продуктов и проектов, снижать затраты на инфраструктуру и соответствовать требованиям по защите данных.

«Рег.облако» выходит в ИБ

Другим объявлением группы стало заявление о выходе на рынок информационной безопасности. Так, компания представила первую линейку специализированных услуг для малого и среднего бизнеса. 

В стартовый пакет войдут три направления: ИБ как сервис, аудит и расследование инцидентов. Решения будут доступны в разных конфигурациях и ориентированы на потребности малого и среднего предпринимательства. Стоимость базового аудита для компаний с инфраструктурой в несколько серверов начнется от 50 тыс. рублей. 

«Сегодня рынок наблюдает не только увеличение числа атак, но и рост их сложности. Мы видим, что малому и среднему бизнесу не хватает комплексных и при этом доступных решений, способных надежно защитить от разного уровня кибер-угроз».

Сергей Журило, директор по информационной безопасности «Рег.облака»

В компании подчеркивают, что киберугрозы затрагивают бизнес любого масштаба, а новые сервисы позволят закрыть ключевые задачи: от профилактики до реагирования на атаки.

Сергей Журило, директор по информационной безопасности «Рег.облака»

Единое окно услуг

Еще одним анонсом стал новый бизнес-юнит компании «Рег.решения» — цифровой хаб, объединяющий в одном окне ключевые онлайн-сервисы для запуска и развития бизнеса. 

В его каталоге доступны услуги по созданию сайтов, настройке рекламы, SEO-продвижению и digital-маркетингу, что позволяет предпринимателям отказаться от поиска подрядчиков и взаимодействия с несколькими агентствами. Все процессы — от разработки до продвижения — берет на себя «Рунити», предлагая фиксированную стоимость и гарантию результата. 

«Рег.решения» рассчитаны на долгосрочную работу: минимальный пакет услуг приобретается на год и включает более 130 решений для разных отраслей, делая цифровизацию бизнеса непрерывной и предсказуемой по затратам. 

Дополнительно компания внедрила чат-бота с бизнес-интенсивами, а в ближайших планах — запуск бизнес-тренажера для селлеров и услуг персонального менеджера.

Доменная зона и консерватизм бизнеса

Представители «Рунити», отвечая на вопрос «Компьютерры» о том, почему организации в России продолжают разворачивать ИТ-инфраструктуру на собственных мощностях, пояснили, что причин для этого много. Это и сочетание недоверия к внешним провайдерам, и внутренние требования безопасности, и уже сделанные инвестиции в оборудование. 

Собственные ЦОД позволяют компаниям контролировать процессы, защищать данные и оперативно проверять новые бизнес-модели, не рискуя раскрытием информации.

Тем не менее, по заявлению «Рунити», облачные решения постепенно набирают популярность: они снижают порог входа для новых проектов, позволяют быстро масштабировать ресурсы и тестировать идеи без крупных вложений. Гибкость и удобство облаков оценивают и крупные компании, хотя многие продолжают хранить стратегические сервисы внутри корпоративной сети.

«Компании начали понимать удобство облаков. Проще проверить какую-нибудь гипотезу, бизнес-модель, оценить ее, взлетит она или не взлетит. Кто-то это афиширует, а кто-то нет, но крупная интеграция сейчас очень активно проходит».

Сергей Журило, директор по информационной безопасности «Рег.облака»

Также представители компании на примере доменов верхнего уровня «cloud» и «облако» объяснили журналистам, почему в России узкие тематические доменные  зоны на кириллице окажутся нерентабельными. 

Андрей Кузьмичев, генеральный директор «Рунити»

По словам Андрея Кузьмичева, генерального директора «Рунити», в России, да и в любой отдельно взятой стране, наберется слишком мало специализированных сайтов одной конкретной отрасли, чтобы для них было оправдано открытие тематической доменной зоны, поэтому российские игроки пока будут пользоваться устоявшимися правилами в выборе названий верхнего уровня.

«Если говорить про «.облако», стоимость регистрации домена с учетом российского рынка, кириллицы и количества «облачных игроков» будет исчисляться в единицы миллионов рублей, что невыгодно рынку».

Андрей Кузьмичев, генеральный директор «Рунити»

Вывод

Анонсы «Рунити» отражают стратегическую адаптацию к реалиям российского ИТ-рынка, который демонстрирует рост, но сталкивается с естественными ограничениями. Пока крупный бизнес активнее переходит в облака, малый и средний сегмент проявляет осторожность, что заставляет провайдеров искать новые точки роста.

Запуск услуг в сфере ИБ и создание цифрового хаба — это попытка расширения портфеля и ответ на растущий спрос на комплексные решения «под ключ». Однако сохраняющееся предпочтение бизнеса к работе с собственной инфраструктурой, а также скепсис в отношении нововведений. 

Так, даже на фоне позитивной динамики игрокам приходится учитывать консервативные настроения и доказывать практическую ценность каждого нового сервиса.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях