С 1 октября 2026 года в России вступит в силу федеральный закон о платформенной экономике, который изменит правила игры для всех участников рынка. Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» впервые устанавливает единые правила для цифровых платформ в стране.
В новом материале разбираемся в главных новостях и событиях в сфере платформенной экономики.

Первый шаг на пути к регуляции e-commerce
Новый закон определяет понятия «платформенная экономика», «цифровая платформа» и «посредническая цифровая платформа». К ним относятся цифровые площадки, которые одновременно позволяют размещать информацию о товарах и услугах, заключать сделки и проводить оплату. То есть под регулирование попадают такие сервисы, как Ozon, Wildberries, Avito, «Яндекс Go».
В России платформенная модель активно развивается: по словам министра экономического развития России Максима Решетникова, платформенная экономика сейчас формирует 5% ВВП России. Однако ранее она почти никак не регулировалась в законодательстве. Новый законопроект — первый шаг в эту сторону.

«Уточнение понятийного аппарата облегчит процесс формирования договорных отношений. Наряду с этим в законе приведен порядок рассмотрения споров между операторами платформ и ее контрагентами, вопросы защиты прав потребителей, меры по повышению добросовестности сделок между участниками», — отмечает Юлия Финогенова, профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Что изменится для продавцов?
«Закон позволит защитить продавцов от внезапных штрафов и изменений условий. Повышаются требования к карточкам, сертификации и маркировке, а также закрепляется порядок отказа в публикации. Для продавцов это означает дополнительные расходы», — поясняет Юлия Финогенова.
Согласно нововведениям, платформа будет обязана предупреждать партнеров об изменении условий за 45 дней. Это касается случаев, когда маркетплейс хочет поднять комиссию, добавить новые штрафы или поменять правила хранения товаров (согласно ч. 1 ст. 12). Для всех остальных изменений достаточно уведомить за 15 дней до того, как новые правила начнут действовать (ч. 2 ст. 12).
Исключение есть только одно: если новые условия направлены на улучшение положения партнера, владельца ПВЗ, предупреждать заранее не обязательно (п. 1 ч. 3 ст. 12).
Внезапные изменения правил игры — это то, на что продавцы жалуются чаще всего, когда говорят о работе с торговыми площадками.
Также без согласия продавца будут больше невозможны скидки и акции. «Молчаливое согласие» отменяется. По новому закону площадки не могут самостоятельно решать, какие товары продавать со скидкой за свой счет. Продавца нужно уведомить минимум за пять дней и дождаться его одобрения (ч. 1 ст. 9).
Есть вариант проще: продавец может сразу одобрить спонсируемые скидки и назвать их максимальную сумму (ч. 2 ст. 9). В этом случае платформа сможет делать скидки в рамках указанной суммы без дополнительных уведомлений.
Еще одно правило касается защиты от давления: отказавшийся от акции продавец не может быть понижен в поиске или рейтинге. Новые правила дают продавцу право в любое время сказать «нет» скидкам за счет маркетплейса и полностью запретить участие в подобных акциях. Об этом сказано в ч. 3 ст. 9 и ч. 4 ст. 9 соответственно.
Главное здесь то, что, если продавец не хочет продавать товар со скидкой, площадка не может его за это наказывать — понижать в рейтингах, прятать карточки товаров или делать их менее заметными в поиске (ч. 5 ст. 9).
Важно понимать: все это касается скидок, которые оплачивает сама площадка из своего кармана. Например, на Wildberries это называется «Скидка WB». По данным исследования Ассоциации участников рынка электронной коммерции, продавцам такой механизм в целом нравится — товар становится привлекательнее по цене, а дополнительные траты не нужны. Но они хотят получить контроль: возможность отказаться от спонсируемых скидок, когда товар и так хорошо продается, и более понятные правила их применения.
Требования к оформлению и проверке товаров становятся строже. Теперь на площадках должно быть четко видно, кто именно продает товар — российская компания или зарубежный поставщик (ч. 1 ст. 7). В описании каждого товара обязательно указывают всю информацию о сертификатах, официальных разрешениях и специальной маркировке.
Операторы площадок теперь должны тщательно проверять правдивость всех данных в карточке: есть ли нужные сертификаты, прошел ли товар регистрацию, нанесена ли обязательная маркировка. Если товар должен быть промаркирован по закону, а партнер не зарегистрирован в нужной системе, разместить его на площадке будет нельзя.
Кроме того, государство получает право устанавливать правила того, как показывать информацию о товарах, включая их стоимость (ч. 5 ст. 7).
Новые правила для пунктов выдачи
Отдельная часть закона регулирует работу владельцев ПВЗ. Теперь законодательно закреплено, кто несет ответственность за потерю или порчу товара, как происходит возврат и решаются спорные вопросы.
«От владельцев пунктов выдачи могут потребоваться дополнительные расходы на администрирование возвратов. Но для потребителей закон упрощает взаимодействие: претензии можно будет подавать прямо через маркетплейс, и площадка сама будет отвечать за возврат средств».
Юлия Финогенова, профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова
Так, платформа будет обязана тщательно проверить партнера и его пункт выдачи перед подписанием договора. Это требование стало обязательным для всех операторов. Закон четко указывает: информацию нужно получать только из надежных источников — государственных реестров или через систему ЕСИА (ч. 2 ст. 5).
Возврат средств будет происходить через саму площадку. Когда покупатель находит брак в купленном товаре, он может пожаловаться продавцу. Маркетплейсу необходимо создать удобный способ подачи таких жалоб и обеспечить возврат денег через свою систему.
Покупатели получат право осматривать товар прямо в ПВЗ. Если закон примут в текущем варианте, пункты выдачи будут обязаны давать покупателю возможность распаковать и проверить заказ (ч. 1 ст. 19). Одежду можно будет примерить заранее, но только там, где есть специальная кабинка для примерки.
Вернуть покупку через ПВЗ можно будет только в одном случае: если доставка шла через логистику маркетплейса (ч. 4 ст. 18). То есть товар должен был храниться на складе площадки, ехать на ее транспорте или выдаваться в ее пункте. Если продавец сам упаковал и отправил товар покупателю напрямую, вернуть через маркетплейс не получится — придется решать вопрос с продавцом напрямую.
Важный момент: ПВЗ не считают обычными магазинами, если они работают только с интернет-заказами. Пункт выдачи может стать магазином только при условии, что в нем продают товары на месте. ПВЗ — это место для доставки, хранения, выдачи заказов и расчетов с покупателями (ч. 3 ст. 19).
Но если в таком пункте можно купить что-то без оформления заказа на сайте, то он становится полноценным магазином. Тогда на него распространяется федеральный закон «О торговле» (ч. 4 ст. 19), который разрешает открывать новые магазины только компаниям с долей рынка в регионе меньше 25%.
«Битва» за ПВЗ в жилых домах
Параллельно с принятием закона разгорается «битва» за будущее пунктов выдачи заказов. Крупные маркетплейсы раскритиковали предложение сенатора Олега Голова запретить размещать пункты выдачи заказов и дарксторы на первых этажах многоквартирных домов.
Представители онлайн-площадок считают, что запрет ПВЗ в жилых домах ударит по российской экономике, а особенно сильно — по малым населенным пунктам.
Более того, 66% россиян считают, что ПВЗ маркетплейсов усиливают инфраструктуру района. При этом:
- 32% опрошенных думают, что пункты выдачи заказов стимулируют открытие других видов бизнеса, например, новых магазинов и кофеен;
- 80% участников опроса поделились, что пунктов выдачи заказов в их районах много — однако россияне отметили очереди в пунктах;
- 19% россиян хотели бы видеть больше ПВЗ в своем районе.
Несмотря на противостояние маркетплейсов с регулятором, количество пунктов выдачи заказов стремительно растет, поскольку они становятся все более популярными не только среди потребителей, но и онлайн-продавцов.

Ранее «Компьютерра» уже писала, что маркетплейсы активно привлекают новых партнеров. «Яндекс Маркет», например, выплачивает до 1,8 млн руб. на старте при выполнении всех условий предпринимателям, открывающим собственные пункты выдачи.
Wildberries, в свою очередь, развивает аналитические возможности, предоставляя продавцам полезные инструменты для принятия стратегических решений, например, новые сервисы и отчеты в разделе «Аналитика», включая «Портрет покупателя», «История остатков» и «Поисковые запросы».
Недовольство отраслевых ассоциаций
После публикации законопроекта несколько ассоциаций, которые защищают интересы традиционных магазинов и производителей, среди которых РАТЭК, АКОРТ и другие, направили обращение в администрацию президента, правительство и Госдуму.
Представители бизнеса недовольны тем, что многие их предложения не попали в финальную версию закона. Среди проигнорированных инициатив они указали:
- личные кабинеты правообладателей для сообщений о подделках на маркетплейсах;
- системы штрафов, включая оборотные, для нарушителей новых норм;
- требование четко обозначать товары, которые платформа продвигает за деньги;
- защита от вмешательства в ценовую политику.
Ассоциации считают, что эти меры нужны для создания равных условий между маркетплейсами и партнерами, а в нынешнем виде закон может только усилить неравенство и закрепить существующий дисбаланс в электронной торговле.
Позиция маркетплейсов
Аналитик «БКС Мир инвестиций» Мария Суханова считает, что законопроект получился нейтральным для крупных маркетплейсов: они или уже работают по тем правилам, что описаны в законе «О платформенной экономике», или смогут легко адаптироваться к ним.
Это подтвердили в пресс-службе маркетплейса Wildberries. «С нашей точки зрения, закон о платформенной экономике во многом сбалансирован регулятором, учитывает интересы всех сторон платформенного бизнеса и позицию участников рынка, а также призван ввести единые стандарты для отрасли и фактически фиксирует лучшие практики рынка, что позволит работать платформам и их партнерам в едином регуляторном пространстве», — поделились с «Компьютеррой» эксперты компании.
При этом ожидается, что закон в будущем будет дорабатываться. Так, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина назвала закон «первой ласточкой». По ее мнению, он создаст основу для дальнейшего регулирования цифровой экономики.
Ключевые вызовы 2026 года
По прогнозам профессора РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлии Финогеновой, развитие платформенной экономики в следующем году будут определять несколько ключевых факторов.
Во-первых, компаниям предстоит разработать эффективные конкурентные стратегии в борьбе за клиентов. Во-вторых, особого внимания потребует управление рисками, связанными с размещением контрафактной продукции и товаров без сертификатов соответствия, а также с предоставлением услуг, нарушающих требования закона об интеллектуальной собственности.
Кроме того, усилятся темпы цифровизации для ускорения обмена данными с продавцами, логистическими организациями и клиентами. А также повысится безопасность онлайн-транзакций цифровых платформ и маркетплейсов, в связи с чем нужно будет усилить меры по борьбе с кибермошенниками.
Развитие отношений между платформенным бизнесом и государством потребует прозрачности операций, особенно в вопросах налогов и обеспечения полноты информации о товарах и услугах.
Что делать компаниям уже сейчас
Закон № 289-ФЗ не просто формализует рынок, а фактически задает новые стандарты взаимодействия государства, бизнеса и потребителей. Это не плохо, и не хорошо — сейчас формируется новая реальность, к которой платформы, селлеры, владельцы ПВЗ и покупатели должны будут приспособиться.
Закон вступает в силу 1 октября 2026 года. Однако уже сейчас всем игрокам рынка стоит готовиться к нововведениям: платформам — готовить бюджет на интеграцию с госинструментами контроля; продавцам — изучать новые требования к карточкам и сертификации; владельцам ПВЗ — пересмотреть процессы возвратов и претензий.
