Российская наука и атомная отрасль продолжают формировать будущее инженерии и технологий: от робототехники до искусственного интеллекта. На фестивале робототехнических проектов в рамках World Atomic Week (WAW) на ВДНХ молодые люди показали свои разработки, а лидеры «Росатома» и представители науки обсудили, как современные технологии ускоряют исследования, открывают новые горизонты обучения и воспитывают поколение будущих лидеров отрасли.
О том, как робототехника и ИИ меняют образование, науку и кадровую стратегию атомной отрасли, — читайте на «Компьютерре».

Робототехника объединяет молодых инженеров
В рамках молодежной программы форума World Atomic Week (WAW) на ВДНХ в павильоне 57 прошел «Фестиваль робототехнических проектов», организованный машиностроительным дивизионом «Росатома».
Мероприятие объединило молодых людей и профессионалов, увлеченных робототехникой, и стало платформой для демонстрации достижений, обмена опытом и соревнований.

В этом году участие приняли как ребята из специализированных олимпиадных школ, так и ученики обычных школ. Команды могли формироваться из участников разных учебных заведений, а наставники помогали с разработкой проектов и сопровождали команды на всероссийских показах. Фестиваль был также приурочен к 80-летию атомной отрасли.

Мероприятие, по задумке организаторов, выполняет образовательную миссию: оно должно повысить интерес детей к точным наукам, выявить талантливых будущих инженеров и потенциальных сотрудников атомной отрасли. Многие участники уже планируют поступать в ведущие технические вузы России.
Искусственный интеллект меняет науку и образование
Помимо робототехнических проектов на главной сцене 57 павильона ВДНХ выступил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Он подчеркнул, что современная наука переживает принципиальные изменения, связанные с проникновением искусственного интеллекта в нашу жизнь.
По его мнению, новые технологии радикально повышают эффективность исследовательской работы. Например, в материаловедении скорость синтеза сплавов выросла в сотни раз, фармакология и медицина получают возможность существенно сокращать время разработки лекарств. ИИ становится инструментом не только для ускорения экспериментов, но и для создания автономных лабораторий и сложных вычислительных моделей.
«Когда вы можете смоделировать часть процессов, поставить задачу и, используя большие вычислительные мощности, передать её искусственному интеллекту, это позволяет значительно ускорить целый ряд операций, важных для достижения конкретного результата».
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования Российской Федерации
Фальков напомнил, что ключевыми драйверами науки остаются международная конкуренция и глобальные вызовы, требующие объединения усилий коллективов и стран. Он подчеркнул важность подготовки специалистов с глубокими знаниями и умением использовать ИИ, а также роли математической школы и инженерного образования в технологическом лидерстве страны.
Министр предупредил о новых этических и практических вопросах: авторство открытий, достоверность данных и обеспечение вычислительных мощностей и безопасности. При этом, по его словам, Россия находится в авангарде работы с ИИ в науке, создавая нормативные и инфраструктурные рамки для нового поколения исследований.

«Самое главное — это изменение характера исследований и способов организации научного знания. Искусственный интеллект сегодня проник во все сферы жизни человека — это вы прекрасно знаете. Большинство из вас получают образование и, так или иначе, ощущают, как ИИ меняет сам процесс обучения. Если несколько десятилетий назад исследовательская или аналитическая работа, будь то подготовка реферата или дипломной работы, требовала посещения библиотеки, чтения книг и журналов, то сегодня это можно сделать за несколько минут совершенно иначе», — пояснил министр.

Фальков также затронул атомные и космические мегапроекты прошлого, сравнив их с современными инициативами в области ИИ, синхротронов и коллайдеров. Он подчеркнул, что понимание и освоение этих инструментов станет решающим фактором в глобальной научной гонке и позволит стране сохранять лидерские позиции в ключевых научных дисциплинах.
Атомная отрасль как школа будущих лидеров
Также присутствующий на фестивале Сергей Кириенко, заместитель руководителя Администрации Президента РФ и председатель Наблюдательного совета «Росатома», в ходе общения с прессой подчеркнул, что атомная отрасль России — это не только символ национальной гордости, но и основа стратегической безопасности страны, начиная с советского атомного проекта и заканчивая современными научными и технологическими достижениями.
Он напомнил, что создание атомной отрасли стало настоящим подвигом, требующим концентрации усилий всего государства. Это привело к появлению новых отраслей и технологий в экономике, науке и повседневной жизни: от атомных ледоколов и ядерной медицины до квантовых компьютеров и космических проектов.
Кириенко отметил, что образовательные марафоны, посвященные 80-летию атомной отрасли, помогают молодежи не только гордиться прошлым, но и осознавать масштаб будущих возможностей.
По результатам опросов, 88% школьников и студентов, участвовавших в марафоне, заявили, что главное впечатление для них — это понимание того, что предстоит сделать, и того, что можно создать своими руками.

Особое внимание, по словам Кириенко, уделялось тому, чтобы показать участникам широту современной атомной отрасли: помимо энергетики и оборонной промышленности, существуют десятки направлений — от научных исследований до освоения Арктики и космоса. Примером вдохновения для молодых девушек стала первая в мире женщина-капитан атомного ледокола Марина Старовойтова, чей успех стимулировал студентов и школьниц мечтать о карьере в атомной отрасли.
Говоря о глобальном масштабе деятельности «Росатома», Кириенко подчеркнул, что Россия сегодня бесспорно является мировым лидером: более 80% всех сооружаемых в других странах атомных реакторов возводятся российскими специалистами, а в России и за рубежом одновременно строятся 30 атомных блоков.
В этом контексте он упомянул и мировую атомную неделю, собравшую представителей 118 стран, и участие 57 стран в образовательном марафоне, что, по его словам, демонстрирует открытость отрасли и ее технологические достижения.
Кириенко отметил, что вдохновляют его не только технологии, но прежде всего люди — около полумиллиона специалистов с «горящими глазами», движимых принципом «на шаг впереди». Это не только способность опережать конкурентов, но и умение быть впереди самого себя вчерашнего. Именно такие люди, по его мнению, являются главным богатством «Росатома» и страны в целом.
«В атомной отрасли сегодня работает почти полмиллиона человек — людей с горящими глазами, движимых мечтой, для которых нет ничего невозможного. Один из ключевых принципов и ценностей «Росатома» — быть на шаг впереди: всегда опережать конкурентов, быть лидерами современных технологий и даже самого себя вчерашнего. Именно такие люди являются главным богатством «Росатома» и страны».
Сергей Кириенко, замруководителя Администрации Президента РФ и председателя Наблюдательного совета «Росатома»
Особое место в его выступлении заняли инициативы по воспитанию будущих поколений. Кириенко рассказал о проекте Лиги лекторов и Общероссийского родительского комитета, запущенных при поддержке президента и Министерства просвещения. За прошлый год было поддержано более 1200 проектов, а на следующие годы в бюджете страны заложено по миллиарду рублей ежегодно на развитие родительских инициатив.
В ноябре в Москве планируется первый общероссийский съезд родительских комитетов, где будут обсуждаться лучшие практики и перспективы дальнейшей работы. Кириенко подчеркнул, что именно через такие проекты мечта и вдохновение передаются от поколения к поколению, формируя будущих лидеров науки, технологий и общества.
Вывод
Молодежная программа фестиваля показала, что российская наука и техника продолжают формировать будущих инженеров и исследователей. Современные технологии, включая искусственный интеллект, радикально меняют характер научной работы, ускоряют эксперименты и открывают новые горизонты для обучения.
Атомная отрасль, опираясь на опыт советского проекта и современные достижения, становится не только символом национальной гордости и стратегической безопасности, но и школой для молодых талантов, стимулируя их мечтать и создавать новое.

Главная ценность этих процессов — люди: специалисты с «горящими глазами», способные опережать технологии, конкурентов и «даже самих себя», а образовательные программы, марафоны и проекты для детей и родителей обеспечивают преемственность этих идеалов и готовят поколение будущих лидеров науки, техники и общества.
Читайте также:
