Минтранс России подготовил проект федерального закона, регулирующего использование высокоавтоматизированного транспорта, или беспилотников. Документ устанавливает единые правила для всех участников этой сферы.
В законопроекте впервые на законодательном уровне закрепляются основные понятия, а также права и обязанности производителей, владельцев, операторов и сервисных центров. Определяются требования к эксплуатации и порядок допуска таких транспортных средств на дороги общего пользования.
Особое внимание уделяется распределению ответственности в случае дорожно-транспортных происшествий. Изготовитель будет нести ответственность, если авария произошла по вине самого беспилотника, например, из-за нарушения им правил дорожного движения. Владелец будет отвечать, если нарушил инструкцию по эксплуатации или самовольно изменил конструкцию машины. Авторизованный сервисный центр может быть привлечен к ответственности за некачественный ремонт или несвоевременное обновление программного обеспечения. Оператор дистанционной поддержки отвечает только за неисполнение своих прямых обязанностей.
Проект закона разработан совместно с бизнес-сообществом и учитывает существующие нормы. В настоящее время Минтранс совместно с производителями и экспертами прорабатывает ключевые параметры регулирования, включая вопросы безопасности, сертификации и интеграции с инфраструктурой. Единые правила будут применяться ко всем беспилотникам заданного уровня автоматизации, независимо от их типа — легкового автомобиля, автобуса или грузовика. Также рассматривается вопрос о включении в сферу регулирования беспилотных трамваев.
Принятие этого закона, по заявлению Минтранса, позволит перейти к постоянному использованию беспилотного транспорта и запустить автомобили без водителя в кабине уже к 2027 году.

